Содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе

Страница 2

· выявление возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, которые влияют на процесс социализации; гуманизация отношений в отцовской, школьной среде и в группе сверстников;

· актуализация коммуникативных знаний и умений, всесторонне развитие высокой коммуникативной культуры старшеклассников;

· систематическая диагностика и профилактика личностных деструкций учащихся старшего школьного возраста [10, с. 54].

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная – снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении [11, с. 8].

Проблема преподавания информатики в школе уже неоднократно поднимается в Министерстве образования в связи с определением приоритетных направлений развития высоких технологий в России.

В информатике постепенно стал выкристаллизовываться вполне определенный социальный контекст.

Можно выделить два аспекта этого контекста.

Первый из них связан с влиянием информационного фактора на общественные процессы. В научной литературе это направление получило название «социальной информатики».

Ведущими специалистами в этой области, как в нашей стране, так и за рубежом являются: А. Тоффлер, К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, А.П. Ершов и др. Приоритетной задачей социальной информатики является всестороннее изучение информационного общества.

Основными чертами этого общества являются следующие:

· Сетевая информационная экономика. Информационная сфера на сегодняшний день является одной из самых эффективных сфер вложения капитала. Общий объем мирового рынка информационных технологий оценивается сегодня величиной порядка 4-х млрд. долларов, и этот объем постоянно растет.

· Глобальная цифровизация. Одной из основных тенденций развития современной техники является широкое использование цифровой элементной базы. Встроенные микропроцессоры сегодня являются неотъемлемым компонентом большинства технических устройств.

· Развитие интеллектуальных компьютерных систем. Многочисленные проблемы, в частности экологические требуют мобилизации всех имеющихся ресурсов, прежде всего интеллектуальных. Значительную помощь здесь могут оказать интеллектуальные компьютерные системы, которые многократно увеличивают аналитические способности человеческого мышления [12, с. 55].

Вместе с тем информационное общество породило значительные и только ему свойственные проблемы.

Виртуализация экономики – оформление рынка ценных бумаг, привело к тому, что основные сделки стали совершаться не с реальными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы.

Виртуализация общественной жизни – замена реальных вещей их информационными моделями в информационном обществе становится всеобщим явлением и др.

Именно с этими особенностями современного общества приходится сталкиваться выпускнику общеобразовательной школы и вуза, поэтому процесс их информационного образования должен быть адекватным «ответом» на «вызовы» современного информационного общества.

Второй аспект социального контекста информатики заключается в следующем.

Многие фундаментальные понятия информатики: информационного процесса, информационной модели, языка, информационного управления имеют в настоящее время общенаучный и более того – общекультурный характер. В этом смысле информатика является уникальным предметом, поскольку имеет отношение сразу к двум сущностям: миру объективно существующих информационных процессов, протекающих в природе и обществе, с другой – к миру окружающих нас информационных продуктов, «арт-бытию», которое самым существенным образом влияет на нашу жизнь [12, с. 56].

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по решению проблем педагогически запущенных детей
Успешность учебно - воспитательного процесса в школе в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей, представителей администрации социального педагога и школьного психолога, и достигается там, где учас ...

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. Урок — та учебная ситуа ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru