Компетенция ПКНО-5

Страница 2

В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъектных качеств, определяемых как «компетентности» и «компетенции».

Анализ опыта работы исследователей показал, что наиболее сложно процесс формирования профессиональной компетентности протекает у тех студентов, которые не являются самоактуализирующимися личностями. У них отсутствует потребность в самореализации. Вследствие этого такие студенты имеют значительные сложности в процессе адаптации к новым условиям при обучении в высшем учебном заведении, они не умеют строить свою жизненную и профессиональную программу. Исходя из этого, можно предположить, что специалист с набором вышеизложенных характеристик даже при наличии требуемых образовательными стандартами знаний, умений и навыков, вряд ли сможет рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.

Допустимо предположить, что на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов необходимо воздействовать уже на первом курсе, применяя методы обучения, содействующие выявлению субъектного опыта и формированию компетентности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В качестве ведущего дидактического средства, напрямую связанного с индивидуализацией обучения, повышением самостоятельности обучаемых, их активизацией с учетом личных потребностей и возможностей, как мы считаем, может выступать модульная программа построения содержания учебных дисциплин.

В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся обязательными для формирования у студентов согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Также были прописаны те учебные дисциплины, на которых данные компетенции могут быть сформированы на протяжении всего времени учебы бакалавра-психолога образования.

Цель курсовой работы – провести анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» - была достигнута.

В заключении можно выделить принципы методики обучения в рамках компетентностного подхода в высшей школе:

· Учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций.

· Формирование «области доверия» между обучаемым и обучающими.

· Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать.

· Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики трансляции знаний.

· Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в большом количестве реальных и имитационных контекстов.

· Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. В этой связи эффективная организация учебного компетентностно ориентированного процесса должна основываться на потребностях обучающихся и учитывать их уровень, привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения, иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем, использовать обсуждение и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды, использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

Отметим, что большинство российских ученых считают переход на компетентностную модель высшего профессионального образования своевременным и оправданным, так как она обеспечивает интегральный результат подготовки выпускника. Кроме того, использование компетенций в российских вузах предоставляет реальную возможность сопоставления и совместимости результатов высшего образования с общеевропейскими и мировыми образовательными стандартами.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: и ...

Половое и гигиеническое воспитание в семье
Поскольку половое и гигиеническое воспитание, как и всякий другой вид воспитания – проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья и прежде всего – отец и мать. Семья играет главную роль в формировании личностных и эстетических ценностей у учащихся, является для них примером для п ...

Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике
«Пол» - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической. Социальной и др. С биологической точки зрения «пол- совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размнож ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru