Компетенция ПКНО-5

Страница 2

В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъектных качеств, определяемых как «компетентности» и «компетенции».

Анализ опыта работы исследователей показал, что наиболее сложно процесс формирования профессиональной компетентности протекает у тех студентов, которые не являются самоактуализирующимися личностями. У них отсутствует потребность в самореализации. Вследствие этого такие студенты имеют значительные сложности в процессе адаптации к новым условиям при обучении в высшем учебном заведении, они не умеют строить свою жизненную и профессиональную программу. Исходя из этого, можно предположить, что специалист с набором вышеизложенных характеристик даже при наличии требуемых образовательными стандартами знаний, умений и навыков, вряд ли сможет рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.

Допустимо предположить, что на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов необходимо воздействовать уже на первом курсе, применяя методы обучения, содействующие выявлению субъектного опыта и формированию компетентности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В качестве ведущего дидактического средства, напрямую связанного с индивидуализацией обучения, повышением самостоятельности обучаемых, их активизацией с учетом личных потребностей и возможностей, как мы считаем, может выступать модульная программа построения содержания учебных дисциплин.

В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся обязательными для формирования у студентов согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Также были прописаны те учебные дисциплины, на которых данные компетенции могут быть сформированы на протяжении всего времени учебы бакалавра-психолога образования.

Цель курсовой работы – провести анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» - была достигнута.

В заключении можно выделить принципы методики обучения в рамках компетентностного подхода в высшей школе:

· Учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций.

· Формирование «области доверия» между обучаемым и обучающими.

· Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать.

· Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики трансляции знаний.

· Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в большом количестве реальных и имитационных контекстов.

· Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. В этой связи эффективная организация учебного компетентностно ориентированного процесса должна основываться на потребностях обучающихся и учитывать их уровень, привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения, иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем, использовать обсуждение и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды, использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

Отметим, что большинство российских ученых считают переход на компетентностную модель высшего профессионального образования своевременным и оправданным, так как она обеспечивает интегральный результат подготовки выпускника. Кроме того, использование компетенций в российских вузах предоставляет реальную возможность сопоставления и совместимости результатов высшего образования с общеевропейскими и мировыми образовательными стандартами.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...

Профилактика девиантного поведения
Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров. Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. [27] Профилактической и коррекционной рабо ...

Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru