Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения

Современное образование » Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения » Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения

Страница 5

В решении тех или иных задач наиболее ярко проявляются психологические аспекты человеческого мышления. Плодотворным можно считать подход к изучению мыслительной деятельности как саморегулируемого процесса. Операция сличения предполагаемых и реально достигнутых результатов с выдвигаемыми гипотезами является ключевой в механизме саморегуляции мыслительной деятельности. Довольно распространено понимание самоконтроля только как одного из этапов мыслительного процесса. Как правило, ему отводится роль, когда решается вопрос о правильности полученного конечного результата. Сличение как акт самоконтроля представлено на всех этапах решения мыслительной задачи, включая постановку проблемы, формирование гипотезы и ее последовательную конкретизацию в ходе решения задачи при этом гипотеза представляет собой как бы промежуточный эталон, правильность которого либо подтверждается, либо ставится под сомнение после сличения с ним реально полученного результата.(13, с. 258-259)

Память. Непременным условием целесообразной деятельности человека является его память. С помощью механизма самоконтроля обеспечивается правильность протекания мнемических процессов. В процесс активного припоминания ранее запечатленного материала неизбежно входит сличение результатов поиска (выполняющих роль контролируемых переменных) с исходным материалом, позволяющее субъекту либо прератить дальнейший поиск, либо отвергнуть всплывающие следы как неадекватные и снова продолжить поиск, чтобы все-таки найти правильное решение. Самоконтроль является условием безошибочного протекания и другого мнемического процесса – запоминания.

Организованная работа памяти имеет место при обязательном участии в ней самоконтроля, но в то же время ее нормальное функционирование создает предпосылки для включения самоконтроля и в протекание других психических процессов. Жизненный опыт человека фиксируется в памяти в виде следов, которые затем актуализируются и поступают на вход механизмов самоконтроля как эталонные составляющие.

В памяти человека хранится также сведения и о том, каким способом может быть осуществлен самоконтроль в том или ином случае.

Речь. В основе процесса общения, управления человеком своим поведением в обществе лежит речевая деятельность. В сложную организацию речевой деятельности вовлечены различные виды механизмов самоконтроля: слуховой, зрительный, кинестетический и др.

Внимание. В каком же соотношении находятся процессы внимания и самоконтроля? Первооткрывателем их общности является французский философ-материалист первой половины 18 века Ж.Ламетри. в его сочинениях есть несколько мест, имеющих отношение к этому вопросу. В широко известном произведении Ж.Ламетри пишет: «Когда о ком-нибудь говорят, что у него недостаток рассудка при сильно развитом воображении, слишком предоставленное самому себе и почти всегда занятое созерцанием себя в зеркале собственных ощущений, недостаточно усвоило себе привычку исследовать их с надлежащим вниманием, что оно проникнуто гораздо глубже впечатлениями и образами, чем их истинностью или сходством. Несомненно, деятельность воображения отличается такой живостью, что если не вмешивается внимание – этот ключ и источник всех наук, - оно ограничивается беглым и поверхностным взглядом на предметы… напротив, если с детства приучить воображение к самообузданию, не давая ему уноситься на своих сильных крыльях… если приучить его останавливать и задерживать представления, чтобы всесторонне исследовать предмет, то воображение, способное к составлению суждений, при помощи последних сумеет охватить наибольшее количество предметов» (13, с. 276).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отве ...

Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность ...

Основные этапы построения модели в социально-педагогическом исследовании
Выделяют четыре основних этапа построения модели в социально-педагогическом исследовании. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо суще ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru