- пробуждение потребностей к самостоятельной творческой работе над познанием слова, развитие способностей к творческому сочинительству, формирование дара слова через общение.
Образовательные задачи:
- познакомить с особенностями одной из основных единиц языка – словом;
- ввести учащихся в лексическую систему языка;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся через живое общение, работу с дидактическим материалом и словарями.
Развивающие задачи:
- развивать способности и умения чувствовать слово с нравственно – эстетической точки зрения (слово-живое);
- развивать мотивацию к творческому сочинительству.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к языку, как к важнейшему средству общения;
- настроить учащихся на дружеские, доверительные отношения во время общения;
- пробудить потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи.
Программа состоит из 6 этапов:
· Первый этап – это введение самого понятия «слово», знакомство с функцией слов: называть факты, явления окружающей действительности.
· Второй этап – знакомство со словом как лексической единицей. На доступном детям языке это звучит так: «настоящее» слово всегда что-то обозначает.
· Третий этап – это знакомство с лексическим значением слов. Раз у слова есть значение, его нужно понимать, а если значение слова непонятно, его нужно выяснить.
· Четвертый этап – это введение в лексическую систему языка, знакомство с многозначными словами, словами - омонимами, словами - синонимами, словами - антонимами.
· Пятый этап – это знакомство с текстом, темой, основной мыслью текста, опорными словами, заголовком, планом текста.
· Шестой этап – самостоятельное сочинительство.
Программа рассчитана на 4 года обучения для 1-4 классов.
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.
2 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Образовательные технологии
.
Принцип коммуникативного обучения дает обоснование выбору образовательных технологий для реализации данной программы.
Это игровые образовательные технологии, так как игра – это естественная для детей деятельность, требующая речевых действий. В 1 классе игра присутствует на каждом занятии. Последний раздел так и называется «Игры – путешествия в страну слов». В последующих классах – это занимательные и развивающие лексические игры. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. Различные игры я провожу на всех этапах программы. Дидактические игры активизируют детей, способствуют обогащению словарного запаса.
Психотерапевтические технологии: сказкотерапия. Программа предусматривает знакомство со сказками, их драматическую импровизацию, обучение сочинению сказок. Сухомлинский В.А. говорил о том, что истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эту связь я использую на своих занятиях. Нарисованный детьми цветок подснежник пробуждает детское воображение, заставляет увидеть цветок как живое существо. Его стебелек становится ножкой, листочки - ладошками, цветок превращается в глазок. Оживший подснежник совершает различные действия, поступки. Дети работают с ожившим словом творчески, сочиняют сказку, инсценируют ее.
Вырезанная из бумаги снежинка, оживает в воображении детей, превращается в маленькую девочку, принцессу, Снежную королеву. Она путешествует, встречается с различными сказочными персонажами, совершает хорошие или плохие поступки. Подобная работа способствует воссоздающему и творческому воображению, развивает память ребенка, становится началом становления личности ребенка.
Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций. Слово, вписанное в различные речевые ситуации, легко осмысливается детьми, как со стороны содержания, так и его формы. Подбираю такие слова, предложения, тексты, чтобы они имели воспитательную ценность, отвечали нормам современного русского литературного языка. Юмористические ситуации, занимательные вопросы, пословицы, загадки, стихи активизируют интерес детей к языку, развивают воображение и речевые способности детей.
Читайте также:
Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного
возраста
Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9. Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2. Из таблицы №1 видно, чт ...
Содержательный компонент обучения модулю
«Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласовани ...
Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созда ...