Теория и практика политехнического образования школьников

Современное образование » Политические основы технологической подготовки школьников » Теория и практика политехнического образования школьников

Страница 2

В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию молодежи в общеобразовательной школе.

В конце XX века, когда начало формироваться новое технологическое общество («общество знаний»), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технология». Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.

«Технология» – основная практико-ориентированная область знании в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни[22, с. 90].

Эта образовательная область должна познакомить всех учащихся с общими принципами преобразующей деятельности человека, как в материальных, так и гуманитарных областях, познакомить их с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации, сформировать готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими образами, умение работать в коллективе, способствовать их творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию.

Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется проектная деятельность, раскрывающая большие возможности творческого развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации.

В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное.

Образовательная область «Технология» была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 г. За прошедшие 13 лет были разработаны концепция, программа, учебники и другие методические материалы. Концепция этой образовательной области исходила из определения технологии как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека и ставила своей целью знакомство школьников с рядом технологий преобразования материалов (древесины, металла, тканей, пищевых продуктов), энергии (электротехника и электроника) и информации, а также творческое и эстетическое развитие учащихся в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов. Несмотря на отсутствие финансирования и проблемы с кадрами, образовательная область «Технология» изучается в большинстве школ России, проводятся региональные и Всероссийские олимпиады школьников по технологии, в 1997 и 2003 г.г. учителя технологии стали «Учителями года России»[28, с. 11].

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов) и т.д.

Таким образом, изучение технологии, начиная с начальной школы, должно, с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности. А с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирование трудолюбия и уважения к труду, профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Уроки развития речи в системе изучения литературной темы
Хотя работа по развитию речи ведется в той или иной форме на каждом уроке литературы, наряду с ними проводятся и специальные уроки развития устной речи, на которых на материале изученного литературного произведения или нескольких произведений одного автора создается оптимальная ситуация речевого об ...

Особенности педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но пе ...

Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru