Теория и практика политехнического образования школьников

Современное образование » Политические основы технологической подготовки школьников » Теория и практика политехнического образования школьников

Страница 2

В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию молодежи в общеобразовательной школе.

В конце XX века, когда начало формироваться новое технологическое общество («общество знаний»), в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технология». Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.

«Технология» – основная практико-ориентированная область знании в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни[22, с. 90].

Эта образовательная область должна познакомить всех учащихся с общими принципами преобразующей деятельности человека, как в материальных, так и гуманитарных областях, познакомить их с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации, сформировать готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими образами, умение работать в коллективе, способствовать их творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию.

Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется проектная деятельность, раскрывающая большие возможности творческого развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации.

В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное.

Образовательная область «Технология» была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 г. За прошедшие 13 лет были разработаны концепция, программа, учебники и другие методические материалы. Концепция этой образовательной области исходила из определения технологии как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека и ставила своей целью знакомство школьников с рядом технологий преобразования материалов (древесины, металла, тканей, пищевых продуктов), энергии (электротехника и электроника) и информации, а также творческое и эстетическое развитие учащихся в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов. Несмотря на отсутствие финансирования и проблемы с кадрами, образовательная область «Технология» изучается в большинстве школ России, проводятся региональные и Всероссийские олимпиады школьников по технологии, в 1997 и 2003 г.г. учителя технологии стали «Учителями года России»[28, с. 11].

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы. Важно подчеркивать, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности: культурой труда, графической культурой (созданием и использованием графических изображений в процессе выполнения работы), информационной культурой (использованием различных источников информации в процессе выполнения работы), экологической культурой (бережным отношением к природе и здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой отходов) и т.д.

Таким образом, изучение технологии, начиная с начальной школы, должно, с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности. А с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирование трудолюбия и уважения к труду, профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 2010-2011г.Хилок Забайкальский край. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, ...

Особенности поведения и внимания у гиперактивных детей
Одним из основных признаков гиперактивного поведения, выступает импульсивность. Импульсивность – является недостатком контроля поведения в ответ на определённые требования. Такие дети, с клинической точки зрения, не редко характеризуются, в качестве быстро реагирующих на ситуации, обычно не дожидая ...

Основные направления изучения линии уравнений в школьном курсе алгебры
Уравнение как общематематическое понятие многоаспектно. Можно выделить главные области возникновения и функционирования понятия "уравнение" как: средства решения текстовых задач; особого рода формулы, служащей в алгебре объектом изучения; формулы, которой косвенно определяются числа или к ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru