Социальная направленность позиции во всех областях деятельности приводит к устойчивости образования — к формированию активной жизненной позиции.
Трудовое воспитание непосредственно связано с умственным, политехническим образованием, идейно-политическим, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием школьников.
Образование является основой политехнической и профессиональной подготовки школьников. Оно предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Профессиональная подготовка также состоит из теоретического и практического обучения. Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. Труд положительно влияет на мотивы приобретения знаний, знания же, в свою очередь, совершенствуют трудовую подготовку.
Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует позитивное отношение к производительному труду, положительные черты, мотивы труда.
Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-политехнисты (П.Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, С.М. Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники. В ряде работ по политехнизму (П.Р. Атутов, С.У. Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.
Цель работы – выявить значимость и реализовать политехнические основы обучения в технологической подготовке школьников на уроках технологии в разделе «Вязание на спицах», 8 класс.
Объект исследования – учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования – применение политехнических основ в обучении учащихся технологии на уроках вязания в 8 классе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессе технологической подготовки учащихся;
- определить роль и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии
- разработать методические материалы, позволяющие реализовать политехнические основы в обучении учащихся 8 классов на уроках технологии на уроках по вязанию на спицах.
Гипотеза исследования: политехнические основы образования реализуются на уроках технологии через преподавание курса «Вязание на спицах».
В работе предполагается применять следующие методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решения педагогических ситуаций;
– анализ работы учащихся;
– педагогический эксперимент.
Читайте также:
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников
средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...
Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...
Теории мышления в психологии. Развитие мышления
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о ...