Теория и практика политехнического образования школьников

Современное образование » Политические основы технологической подготовки школьников » Теория и практика политехнического образования школьников

Страница 1

С 1957-1958гг. в 50 школах РСФСР был начат опыт соединения обучения в старших классах с производительным трудом на основе включения школьников в планомерную и систематическую работу на предприятии. Половина учебного времени была отведена на производство. Труд учащегося оплачивался в половинном размере. Девочки работали на прядильных, ткацких, швейных фабриках. Однако на местах имелись большие трудности, плохо велась работа по профессиональной ориентации в школах. К 1962-1963гг. только 35% средних школ РСФСР имели весь цикл производственного обучения. В комплексе все эти проблемы породили стремление родителей, работников народного образования отказаться от широкого введения трудового обучения в школе.

1966-1977гг. характеризуются интенсивной разработкой дидактических основ теоретического обучения, проблемного и программированного методов, путей формирования мотивации, что в значительной мере опережало развитие теории и практики соединения обучения с производительным трудом.

Существенно новых исследований и преобразований практики трудового обучения и воспитания (в том числе и девочек) не проводилось. В учебный план общеобразовательных школ был включён самостоятельный предмет “Трудовое обучение” с нагрузкой в 2 часа в неделю.

В 1884г. по инициативе министра финансов И.А.Вышнеградского был разработан документ “Проект общего нормального плана промышленного образования в России”. Обучение девочек рукоделию было обязательным не только в гимназиях и прогимназиях, но и в общеобразовательных школах. Основными видами работ в сельских начальных училищах с трёхгодичным курсом обучения были вязание и шитьё. На вязание отводилось 30 часов в год, на шитьё – 60. Программы городских училищ дополнялись небольшим курсом вышивания. В гимназиях же соотношение часов в первые 4 года обучения было несколько иным: на вязание – 25 часов, на шитьё – по 35 часов в год. На пятом году обучения 24 часа отводилось на кройку и шитьё белья, 16часов – на вышивание. На шестом и седьмом годах оставались только кройка и шитьё более сложных изделий.

После победы Октябрьской революции 1917г. коренным образом изменились цели и задачи воспитания молодого поколения, содержания обучения и воспитания, методы учебно-воспитательной работы. Соответственно преобразовались и научно-педагогические основы обучения и воспитания школьников. Для начального периода развития советской педагогики и школы (1918-1930гг.) характерна разработка фундаментальных основ политехнизма как ведущего принципа социалистической школы, нацеленной на гармоничную подготовку своих воспитанников к выполнению разнообразных общественных функций. Гражданская война и иностранная интервенция тяжело сказались на жизни подрастающего поколения. В стране появились миллионы беспризорных детей, заботу о которых приняло на себя государство. Во многих районах положение школы из-за хозяйственной разрухи было очень тяжелым, но перед школой стояла задача всеобуча, и прежде всего необходимо было создать широкую сеть школ переходного типа для переростков и подростков, не получивших своевременно даже начального образования. В начале 1919г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, имеющий на первых порах задачу повышения технической квалификации рабочих, а затем подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения. В школах появились мастерские ремесленного типа, для девочек организовывались пошивочные мастерские, где они занимались прядением и ткачеством, вязанием, шитьём, в школах сельского типа – работой на пришкольных участках. В программах школ I и II ступеней ручной труд был обязательным (2 часа в неделю). В учебном плане единой трудовой школы Наркомпроса 1920 г. – уже по 3 часа в неделю.

В 1973-74 учебном году в общеобразовательных школах были введены новые программы по трудовому обучению, которые содействовали усилению его политехнической и общественно-полезной направленности, укреплению связи трудового воспитания с общеобразовательной подготовкой учащихся, обеспечивали большую систематичность трудового обучения, большее его соответствие возрастным особенностям учащихся. Подготовку преподавателей труда стали осуществлять специальные факультеты педагогических вузов.

Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности, человек вынужден 4-5 раз менять профессию.

Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности людей, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности. Поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культурой.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте активизации речи учащихся многозначных слов
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению зна­чений слов. Эта работа не только имеет практическую направ­ленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений ( ...

Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном уч ...

Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории
В первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе п ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru