Лидерские качества младшего школьника

Страница 3

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец – наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Ученики, успешно действующие во всех сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Наибольшее воздействие на коллектив оказывают абсолютные лидеры и деловые, так как они умеют определять статус сверстников. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Классные руководители должны помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, оказывающих положительное влияние на одноклассников. В процессе развития классного коллектива может происходить смена лидеров в зависимости от деятельности, которая наиболее полно раскрывает их потенциал. Таким образом, в роли лидера могут побывать разные дети.

Как узнать настоящие лидерские задатки? Даже в поверхностном наблюдении за ребенком выделяются следующие особенности деятельности и психики:

– ребенок лидер действует не истериками и приказами, а умеет привлечь сверстников к той или иной деятельности грамотно обосновав необходимость, объяснив правила, он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе;

– не боится конфликтов, ответственности;

– имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты;

– самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, уборку в классе, другой вид деятельности;

– как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано;

– в детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.

Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых [5, с. 203].

Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся начальной школы бывает в большей степени ошибочным, чем у подростков и юношей. В то же время роль ведущего в деятельности младшие школьники принимают в большинстве случаев всей группой, что выражает их неумение реально оценивать свои возможности. Младшие школьники ориентированы на действие, на активность, но неадекватная самооценка нередко становится причиной их собственных неудач в выполнении роли лидера. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся
Экспериментальная проверка результатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося у демонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всем вариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальному решению задач, когда проверяются не только знания, ...

История «росписи по ткани»
Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрис ...

Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru