Лидерские качества младшего школьника

Страница 3

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец – наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Ученики, успешно действующие во всех сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Наибольшее воздействие на коллектив оказывают абсолютные лидеры и деловые, так как они умеют определять статус сверстников. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Классные руководители должны помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, оказывающих положительное влияние на одноклассников. В процессе развития классного коллектива может происходить смена лидеров в зависимости от деятельности, которая наиболее полно раскрывает их потенциал. Таким образом, в роли лидера могут побывать разные дети.

Как узнать настоящие лидерские задатки? Даже в поверхностном наблюдении за ребенком выделяются следующие особенности деятельности и психики:

– ребенок лидер действует не истериками и приказами, а умеет привлечь сверстников к той или иной деятельности грамотно обосновав необходимость, объяснив правила, он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе;

– не боится конфликтов, ответственности;

– имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты;

– самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, уборку в классе, другой вид деятельности;

– как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано;

– в детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.

Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых [5, с. 203].

Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся начальной школы бывает в большей степени ошибочным, чем у подростков и юношей. В то же время роль ведущего в деятельности младшие школьники принимают в большинстве случаев всей группой, что выражает их неумение реально оценивать свои возможности. Младшие школьники ориентированы на действие, на активность, но неадекватная самооценка нередко становится причиной их собственных неудач в выполнении роли лидера. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в ...

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема
Отношение к компьютерным иг­рам в российском обществе неоднозначное — от критических высказыва­ний об их качестве и о том, что эти иг­ры — скорее "умственный протез", чем средство интеллектуального развития, поэтому от них нельзя ничего хорошего ждать для наших детей, до восторгов по пово ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru