Лидерские качества младшего школьника

Страница 2

4. Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.

5. Источник выдвижения лидера в группе – система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер.

Какими же качествами обладает ребенок – лидер? Обобщенный результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные (деловые) обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих черт. Однако ребенок может стать лидером в классе, превосходя других, по крайней мере, в одном каком-либо качестве. А поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, ребенок им обладающий, становится лидером.

Е.И. Тихомирова характеризует ребенка-лидера со стороны подвижности лидерской позиции и выделяет ребенка со стабильной лидерской позицией и ребенка с переменной лидерской позицией [20, с. 34]. Как же распознать таких детей?

Стабильная лидерская позиция ребенка не испытывает особых влияний среды. Основной признак такой позиции – внешняя наблюдаемая активность, инициативность, способность школьника принимать решения оперативно и самостоятельно.

Переменная (ситутативая, нестабильная) лидерская позиция имеет зависимость от ситуации. Такой ребенок чаще раскрывается при внешнем одобрении (похвале, поощрении), ему нужна поддержка окружения, он менее, чем предыдущий тип, способен противодействовать обстоятельствам. Организация внешней среды со стороны взрослых в данном случае приобретает особое значение. Лидер с нестабильной позицией нередко критически оценивает свои возможности, что в некоторых ситуациях проявляется в его заниженной самооценке. Если ребенок лидер со стабильной позицией может назвать себя «хозяином обстоятельств», то ребенок лидер с нестабильной позицией более зависим от этих обстоятельств, иногда являясь их «жертвой».

Рассмотренные типы лидеров отличает личная инициатива в принятии решения встать во главе других. Это дети, способные без посторонней помощи брать на себя инициативу. Характерно, что в младшей школе нечасто встречается личная инициатива детей и самостоятельное принятие ими решения действовать. Причин этого несколько. Во-первых, учащиеся начальной школы очень сильно ориентированы на мнение педагога. Во вторых, опережающая инициатива педагогов, боязнь отрицательной оценки со стороны окружающих, неумение реализовать задуманное гасят личную инициативу. Проблема подавления взрослыми инициативы школьника, постоянного её корректирования, непринятия стоит особенно остро не только в начальной школе, но и в старшем звене. Решение этой проблемы определяется двумя взаимозависимыми процессами: повышение профессионализма учителя и развитие лидерских способностей самих школьников.

Деятельность младших школьников характеризуется следующими критериями их лидерской позиции:

– постоянно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;

– постоянно активная, самостоятельная, личностно – неинициативная;

– постоянно активная, несамостоятельная, личностно – неинициативная;

– ситуационно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;

– ситуационно активная, несамостоятельная, неинициативная;

– ситуационно активная, делегируемая (несамостоятельная, неинициативная).

Таким образом, школьники лидеры самореализуются достаточно разнообразно. Это обусловлено особенностями личности самого ребенка, функционирующей воспитывающей средой, создаваемой в классе, в социуме (её структурой, организованным процессом взаимодействия субъектов среды, в том числе и взрослых); установками учителя, семьи, иными внешними обстоятельствами, групповой подготовленностью к реализации лидерской инициативы, востребованностью лидерства как явления и лидера как его выразителя и традициями.

В ученическом коллективе можно выделить различные роли лидера: лидеры-организаторы (деловые), лидеры генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты [20, с. 45]. Какие критерии характеризуют данные роли?

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Качество знаний и его основные параметры
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки. Под качеством знаний понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных ...

История исследования проблемы толерантности
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологи и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru