Лидерские качества младшего школьника

Страница 1

«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок лидер демонстрирует более высокий чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная – направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

– анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированно-сти: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений – по В.В. Давыдову);

– внутренний план действий – планирование;

– ориентация на сверстника и группу в целом.

На последнем качестве остановимся подробнее. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.

Если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере учебы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с прилежанием. Умный педагог это поймет, но не очень разумный может зачислить ребенка лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребенку-лидеру, очень часто кажется учителю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.

Ребенка – лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:

1. Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.

2. Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.

3. Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст-это период (с шести-семи до девяти-одиннадцати лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Т.Л. Беркман, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Элькон ...

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Цель экологического воспитания - форм ...

Реализация Национального Проекта «Образование»
Реализация ПНПО в РФ Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте зал ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru