Лидерские качества младшего школьника

Страница 1

«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок лидер демонстрирует более высокий чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная – направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

– анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированно-сти: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений – по В.В. Давыдову);

– внутренний план действий – планирование;

– ориентация на сверстника и группу в целом.

На последнем качестве остановимся подробнее. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.

Если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере учебы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с прилежанием. Умный педагог это поймет, но не очень разумный может зачислить ребенка лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребенку-лидеру, очень часто кажется учителю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.

Ребенка – лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:

1. Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.

2. Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.

3. Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

История социальной работы со слабослышащими детьми в России
Задачи: Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям. Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся. Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих ...

Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...

Понятие стиля педагогического общения
Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru