Социально-психологический аспект социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 1

Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию слабослышащих детей к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к таким детям и их самих к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях и иных микро- и макроколлективах, в обществе в целом [39, с.163].

Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от особенностей личности, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям.

Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком.

Важная цель социально-психологической помощи слабослышащим детям (т.е. детям с ограниченными возможностями) - обучение самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении быта, профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

В целях вторичной профилактики функциональных расстройств при проведении психологической реабилитации особое внимание необходимо уделять лицам, черты личности которых являются психологическим фактором риска (тип, которому свойственны такие черты, как стремление к лидерству, соперничество, неудовлетворенность собой, неумение расслабляться и пр.).

Эффективная социально-психологическая реабилитация слабослышащих детей приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению "рентных" установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к условиям жизни) [61, с. 203]. Ни теоретически, ни практически до настоящего времени не нашли решения вопросы социальной психологии социального партнерства в сфере реабилитации слабослышащих детей. Особое значение это партнерство приобретает при выборе и реализации социальных мер реабилитации.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни слабослышащих детей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Профессиональная реабилитация детей с ограниченными возможностями в терминологическом плане достаточно четко отражает конечную цель этого реабилитационного аспекта. Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни; вернуть его к прежней работе, если это возможно; подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующей его трудоспособности; если это возможно, подготовить больного к работе с неполным рабочим днем или, наконец, к неоплачиваемой деятельности.

В понятие "социально-психологическая помощь" могут быть включены следующие ее виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Расчет себестоимости объектов труда
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Пряжа шерстяная серая 40 руб. (1 моток – 50 грамм) 50 грамм 40 руб. 2 Пряжа ш ...

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что: 1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебни ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru