Социально-психологический аспект социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 1

Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию слабослышащих детей к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к таким детям и их самих к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях и иных микро- и макроколлективах, в обществе в целом [39, с.163].

Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от особенностей личности, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям.

Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком.

Важная цель социально-психологической помощи слабослышащим детям (т.е. детям с ограниченными возможностями) - обучение самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении быта, профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

В целях вторичной профилактики функциональных расстройств при проведении психологической реабилитации особое внимание необходимо уделять лицам, черты личности которых являются психологическим фактором риска (тип, которому свойственны такие черты, как стремление к лидерству, соперничество, неудовлетворенность собой, неумение расслабляться и пр.).

Эффективная социально-психологическая реабилитация слабослышащих детей приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению "рентных" установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к условиям жизни) [61, с. 203]. Ни теоретически, ни практически до настоящего времени не нашли решения вопросы социальной психологии социального партнерства в сфере реабилитации слабослышащих детей. Особое значение это партнерство приобретает при выборе и реализации социальных мер реабилитации.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни слабослышащих детей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Профессиональная реабилитация детей с ограниченными возможностями в терминологическом плане достаточно четко отражает конечную цель этого реабилитационного аспекта. Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни; вернуть его к прежней работе, если это возможно; подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующей его трудоспособности; если это возможно, подготовить больного к работе с неполным рабочим днем или, наконец, к неоплачиваемой деятельности.

В понятие "социально-психологическая помощь" могут быть включены следующие ее виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрело ...

Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы: Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами, Пополнили школьную медиатеку. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников обра ...

Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru