Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями на примере Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Современное образование » Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями на примере Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Как показывает международный опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с аномалиями можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся отклонения и особенности развития ребенка и в соответствии с этим создаются адекватные условия его образования.

Предшествующий период развития отечественной социальной работы характеризовался дифференцированным подходом к оказанию педагогической помощи детям с нарушением слуха. Для этого создавались специальные образовательные учреждения дошкольного и школьного типа, которые ориентировались на две категории детей: глухих и слабослышащих [10, с.43]. Но характер созданной системы неадекватен разнообразию нарушений у детей. Для того чтобы приблизить созданную систему специального образования для детей с нарушенным слухом к их разнообразным потребностям, в специальных учреждениях стали создаваться классы и группы для глухих и слабослышащих с двойными дефектами. Однако и они не отражали весь спектр детских нарушений. Очевидно, перспектива развития специального образования должна отражать все существующие потребности детского недоразвития, связанного с нарушениями слуха и другими сопутствующими ему нарушениями.

По мнению Л.А. Головчиц, определенная часть детей с нарушенным слухом может развиваться адекватно норме при создании ей условий в обычных, массовых учреждениях дошкольного и школьного образования [10, с.43]. Организация специального образования в обычном образовательном учреждении потребует дополнительных затрат на создание подходящих условий. Специальная школа для глухих или слабослышащих детей логикой своего предназначения и развития по сути не запрограммирована на деятельность по адаптации ребенка с нарушенным слухом к массовому образовательному учреждению [10, с.43]. В свою очередь массовое образовательное учреждение довольно жестко запрограммировано на "нормального" ребенка и вряд ли сможет достаточно быстро и успешно осуществить крутой разворот в сторону ребенка с определенными проблемами в развитии.

В социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей с серьезными проблемами в развитии очевидна особая роль родителей и семейного образования. Однако чаще всего родители ребенка с нарушенным слухом не получают адекватной методической помощи и медико-психолого-педагогической подготовки, никак не организованы и вследствие этого практически выключены из единого коррекционно-образовательного процесса [21, с.24].

В свое время стало очевидным, что необходимо специальное коррекционно-образовательное и научно-методическое учреждение нового типа, которое будет определять всю политику в системе "Ребенок с нарушенным слухом - семья - общество - государство", позволит выстроить систему социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации неслышащих детей, в какой-то мере решить названные проблемы и противоречия адекватно социально-экономическим условиям и потребностям личностного развития каждого ребенка [21, с.27]. Но до сих пор, нормативные, методические и другие основания функционирования такого учреждения не разработаны, а имеющееся обеспечение не в полной мере соответствует задачам реабилитационного процесса для слабослышащих детей.

Объект исследования: условия эффективного функционирования системных связей Центра реабилитации детей с нарушенным слухом.

Предмет исследования: процесс удовлетворения особых потребностей слабослышащих детей в структуре специализированного Центра.

Цель исследования: в определении возможностей наиболее полного обеспечения потребностей слабослышащих детей методами и технологиями социальной работы в условиях специализированного реабилитационного Центра.

Гипотеза исследования.

Коррекционно-образовательная и социально-реабилитационная работа со слабослышащими детьми будет эффективной, если:

для этого будут созданы соответствующие имеющимся у детей недостаткам условия;

совершенствование коррекционных и реабилитационных мер будет строиться с учетом взаимосвязи компонентов в подсистемах: "специальные дошкольные учреждения - Центр реабилитации - дошкольные учреждения общего типа", "ребенок с проблемами в развитии - Центр реабилитации - родители и семья ребенка", "ребенок с проблемами в развитии - Центр реабилитации - лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др. ";

будет разработана программа по формированию и совершенствованию общения слабослышащих детей;

взаимосвязь компонентов деятельности будет осуществляться на комплексной основе.

Задачи работы:

Изучение и критическое осмысление литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования.

Выявление особенностей исторического становления социальной защиты слабослышащих детей в России и за рубежом.

Определение понятийного аппарата исследования и теоретических основ социальной работы со слабослышащими детьми.

Проведение констатирующего эксперимента.

социальная работа слабослышащий ребенок

Апробация отдельных технологий социальной работы со слабослышащими детьми в ГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения".

Разработка методических рекомендаций для социальных работников по теме исследования.

Определение выводов исследования.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени имеется ряд исследований посвященных решению данной проблемы. Условно можно выделить следующие группы исследований:

Основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Егорова Т.В., Ачильдиева Е. Ф.).

Особенности принципа единства коррекции развития (Малофеев Н.Н., Мастюкова Е.М.).

Разработки в области теории социально-педагогических технологий (Краснова В.Г., Храпылина Л.П. и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач были использованы:

теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме;

анализ коррекционно-образовательного процесса в учреждении;

изучение опыта работы Центра;

беседы и анкетирование руководителей и специалистов, слабослышащих детей и их родителей;

апробация комплекса воспроизводимых условий функционирования специализированного реабилитационного Центра.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (далее по тексту - Центр).

Теоретическая значимость состоит в том, что выявлены такие потребности слабослышащих детей, которые не обеспечиваются в обычной системе специального образования, дано теоретическое обоснование и разработаны условия функционирования диагностического и коррекционно-образовательного учреждения нового типа для слабослышащих детей.

Практическая значимость заключается в апробации технологий специализированного учреждения для слабослышащих детей выявлении эффективности его работы.


Читайте также:

Учебные функции ролевых игр
А теперь давайте рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других основных характеристик. В условиях обучения ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в опр ...

Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...

Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урок ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru