Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Страница 4

1. «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда);

2. «Человек-профессия» (понятие «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии);

Этапы проведения справочно–информационной групповой профконсультации:

1. Установление контакта с группой, классом.

2. Оперативное получение информации посредством применения не сложных диагностических методик.

3. Обзор мира профессий.

4. Анализ профессий и своих предпочтений. Данное направление в ориентации на профессию имеет очень важное значение.

5. Сопоставление выявленных способностей школьников с требованиями профессий.

6. Информирование о ситуации на рынке труда и имеющихся вакансиях.

7. Информирование о возможных путях и направлениях профессионального обучения.

Группой ученых под руководством С.Н. Чистяковой была разработана новая концепция системы профориентации школьников, состоящая из трех основных элементов:

1. получение школьником знаний о себе самом;

2. получение информации о мире профессионального труда;

3. осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности). Профессиональные пробы – это профессиональные испытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.

Центральным компонентом профориентации является профессиональное консультирование – метод социально-психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации.

В связи с этим профориентация предполагает информирование о профессиональной структуре спроса на труд, о массовых и редких профессиях, консультирование относительно возможностей подготовки и переподготовки, помощь в выборе профессии.

Критерии сформированности ориентации на профессию:

1. информированность о «мире профессий»;

2. интерес ученика, проявляемый к профессии;

3. знания о престижности и востребованности профессий;

4. умение соотнести личностные притязания с профессиями;

5. намерение подростка работать или продолжить учебу в соответствии с приобретенной им профессией.

Результатом профориентации являться будет профессиональная успешность человека и согласованность ее с другими проявлениями жизненного успеха.

Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией, служат еще одним важным критерием успешности выбора профессии.

Неудовлетворенность полученной профессией или невозможность трудоустройства по имеющейся профессии зачастую ведут к новому витку профессиональной ориентации и пересмотру своего выбора. Особое значение развития системы профориентации имеет в период экономических преобразований в стране, обостряющих безработицу, когда резко меняется востребованность отдельных профессий на рынке труда, когда у индивида возникает потребность в выборе и приобретении не одной, а двух или трех профессий для успешного трудоустройства.

Вопрос об определении эффективности профориентационной деятельности школ и педагогов говорит о важности профориентации, как для общества, так и для личности. То есть профориентация является проблемой не только педагогической, но и социальной от решения которой зависит развитие общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 


Читайте также:

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
Как известно, речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, т. е. не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу. Неврологический механизм заикливой речи в ряде случаев осложняется рядом психолого ...

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников
Констатирующее исследование стилей педагогического общения тесно связано с формирующими процессами, проводимыми на диагностической основе. В исследовательской работе использовались следующие методы: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике. Наблюдение за ходом урока. ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru