Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Страница 3

Третий подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе»[27].

Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Рассматривая изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории в книге «Профессиональная ориентация учащихся» под редакцией Сазонова А.Д., мне наиболее близка его точка зрения на определение профессиональной ориентации. В которой она рассматривается как «целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации»[27].

В социальной же науке проблемы профориентации рассматриваются в тесной связи с феноменом профессий «престижа», отражающем их значимость и авторитет в общественном мнении. В систему мер по профориентации входит пропаганда наиболее необходимых обществу профессий, сведения о востребованности специалистов той или иной профессии на рынке труда, индивидуальные консультации, информация об учебных заведениях всех уровней (профессионально-технических, средне – специальных и высших) и т.д.

В профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие компоненты:

1. профессиональное просвещение – проводится по специальным программам и предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информацию о наиболее общих признаках профессии;

2. профессиональная активизация – составление описания профессий и специальностей в неё входящих. Паспорт специальности содержит основные требования, которые включают в себя основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью.

Наиболее распространенным методом профориентации старших подростков является групповая профконсультация. Преимущество групповой консультации заключается в том, что она позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики и т.п.). Также групповая консультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня осведомленности в вопросах выбора профессии. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет и определенные требования и к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

В зависимости от цели групповые консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими и др. Однако в профориентационной работе со школьниками вследствие их недостаточной осведомленности о профессиях наиболее часто используется справочно-информационная консультация.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Она предполагает организацию информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни. Традиционно в практике профориентации школьники получают информацию по следующим темам:

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Классификация сказок
С точки зрения содержания, выделяют следующие жанры русских народных сказок: сказки, посвященные животным; волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки); социально-бытовые (социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические); сказки смешанного типа ( ...

Критерии эффективности работы учителя на уроке
Особенности личностно-ориентированного урока определяют кри­терии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим: • умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения; • умение отбирать для совместного анализа в классе те спо­соб ...

Разработка уроков по теме "Неполные квадратные уравнения"
Урок - лекция по теме "Неполные квадратные уравнения" Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие квадратного и неполного квадратного уравнения; показать решения неполных квадратных уравнений; формировать умение решать неполные квадратные уравнения; развивать математическую ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru