Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов

Страница 3

Третий подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе»[27].

Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Рассматривая изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории в книге «Профессиональная ориентация учащихся» под редакцией Сазонова А.Д., мне наиболее близка его точка зрения на определение профессиональной ориентации. В которой она рассматривается как «целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации»[27].

В социальной же науке проблемы профориентации рассматриваются в тесной связи с феноменом профессий «престижа», отражающем их значимость и авторитет в общественном мнении. В систему мер по профориентации входит пропаганда наиболее необходимых обществу профессий, сведения о востребованности специалистов той или иной профессии на рынке труда, индивидуальные консультации, информация об учебных заведениях всех уровней (профессионально-технических, средне – специальных и высших) и т.д.

В профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие компоненты:

1. профессиональное просвещение – проводится по специальным программам и предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информацию о наиболее общих признаках профессии;

2. профессиональная активизация – составление описания профессий и специальностей в неё входящих. Паспорт специальности содержит основные требования, которые включают в себя основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью.

Наиболее распространенным методом профориентации старших подростков является групповая профконсультация. Преимущество групповой консультации заключается в том, что она позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики и т.п.). Также групповая консультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня осведомленности в вопросах выбора профессии. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет и определенные требования и к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

В зависимости от цели групповые консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими и др. Однако в профориентационной работе со школьниками вследствие их недостаточной осведомленности о профессиях наиболее часто используется справочно-информационная консультация.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Она предполагает организацию информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни. Традиционно в практике профориентации школьники получают информацию по следующим темам:

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельност ...

Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru