Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное образование » Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья » Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность

(лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о происхождении сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.

Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жизни, сущность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессиональной позиции человека и его взаимоотношений с людьми, складывающихся в любой профессиональной деятельности.

Нравственное сознание

— это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и качеств собственной личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях, представлениях, традициях, привычках и функционирует в единстве общественного и индивидуального сознания.

Если общественное сознание дает обобщенное представление о морали как общественном явлении, то в индивидуально-нравственном сознании отражается социальная ситуация развития, в которой оказался конкретный человек. Оно представляет собой совокупность взглядов личности на то, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое счастье, справедливость, совесть, честь и достоинство, нравственный идеал, какие требования, нормы и правила поведения существуют в обществе, какова нравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.

Нравственная деятельность

специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реабилитационного процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей.

Нравственные отношения

— это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с другой — условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социальную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: и ...

Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей
Базой для проведения экспериментальной работы стал детский сад 28 г.Прокопьевска. Исследование проводилось в старшей группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Задача исследования заключалась в том, чтобы проанализировать возможности использования сюжетно-ролевой игры для ...

Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru