Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное образование » Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья » Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность

(лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о происхождении сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.

Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жизни, сущность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессиональной позиции человека и его взаимоотношений с людьми, складывающихся в любой профессиональной деятельности.

Нравственное сознание

— это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и качеств собственной личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях, представлениях, традициях, привычках и функционирует в единстве общественного и индивидуального сознания.

Если общественное сознание дает обобщенное представление о морали как общественном явлении, то в индивидуально-нравственном сознании отражается социальная ситуация развития, в которой оказался конкретный человек. Оно представляет собой совокупность взглядов личности на то, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое счастье, справедливость, совесть, честь и достоинство, нравственный идеал, какие требования, нормы и правила поведения существуют в обществе, какова нравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.

Нравственная деятельность

специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реабилитационного процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей.

Нравственные отношения

— это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с другой — условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социальную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение инфор­матике в общеобразовательных школах осущест­вляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...

Методы индивидуального подхода
Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося. Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудер ...

Система специального образования в РФ
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. К их числу можно отнести: Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития, О ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru