Проблемы современной семьи с единственным ребенком

Современное образование » Особенности воспитания единственного ребенка в семье » Проблемы современной семьи с единственным ребенком

Страница 2

Организация совместных с родителями занятий с младшими школьниками, обогащает жизнь детей и положительно влияет на их нравственное и умственное развитие и способствует (при определенном педагогическом руководстве) воспитанию у него гуманных форм поведения и отношений.

Если в семье, часто с помощью детского сада, существенное внимание уделяется всесторонней и специальной подготовке дошкольников к школе (особенное семье), но их нравственно-волевая подготовка нередко явно недостаточна, что отрицательно сказывается на учении и поведении первоклассников в школе.

Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, единственные дети могут рассчитывать на большее внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь. Родители могут быть ближе к ребенку, активно развивать его способности и природные задатки, водить в художественные студии, творческие и спортивные центры, учить своего единственного языкам . Но велик и соблазн "перегнуть палку" по части любви и заботы. По мнению специалистов, в однодетной семье чаще наблюдается культ ребенка, когда вся жизнь взрослых сосредоточена вокруг единственного "сокровища", и в семьях с единственными детьми промахи и ошибки родителей оставляют более яркий след в их личности [32, c.47-48].

1. Вот ребенок старается сделать что-то самостоятельно — но помощь уже идет, всегда найдется кто-нибудь, кто избавит "маленького лорда" от трудов. Вот ваш единственный пытается выяснить отношения со сверстником на детской площадке — они бы и сами договорились, однако взрослые уже спешат на помощь. Нередко родители единственных детей не дают им принимать решения и воплощать свои намерения — во всем, начиная от выбора еды и одежды и заканчивая самостоятельным решением регулярно возникающих мелких проблем. А ведь все это помогает растущим людям обретать опыт "вставания на собственные ноги".

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может "застрять" в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, "мама лучше знает, что мне надо". На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-"рамочки". Некоторые так никогда и не научатся говорить своему единственному "нет", предупреждать различные детские "безобразия". Взрослому легче самому убрать за ребенком разбросанные игрушки, вытереть запачканный стол, тем самым вольно и невольно поддерживая ситуацию "избегания взросления". В результате родители единственных детей часто "валятся с ног" от любимого чада как от тяжелой работы, чувствуют себя замотанными и обескураженными.

Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается "построить" и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую "карьеру". Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

2. Родители, предпочитающие ограничиться одним ребенком, не задумываются и о других, немаловажных последствиях своего решения. Вот что пишет крупный российский демограф профессор Синельников: «Родителям единственного ребенка, конечно, жить легче, но они не знают, как много у них шансов стать бездетными в старости.

Только родители двух-трех и более детей имеют достаточно надежную гарантию от потери их всех».

Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в младенческом возрасте – младенческая смертность за последнее время выросла незначительно. Теряют, обычно, в подростково-молодежном, когда родителям уже поздно думать еще об одном малыше. Но поскольку такое «может произойти с кем угодно, но не с нами», люди живут в мире иллюзий. Без оглядки на статистику.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Практическое апробирование заданий для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
База исследования: «МОУ» СОШ №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) В исследовании принимало участие 6 учащихся средней общеобразовательной школы №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Исследование проводилось в период преддипломной практики с 6 ноября по 12 декабря 2010 года в форме учебного зан ...

Современные подходы к определению содержания образовательной программы
Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основа ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru