Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 1

Планируя работу, мы определяем место уроков комментированного чтения в системе занятий по всей теме. Так, приступая к изучению повести «Капитанская дочка», прежде всего, решим, сколько уроков нужно отвести в школе на комментированное чтение, какие главы повести прочитать в классе, сколько времени уделить вступительным занятиям и последующим обобщающим урокам. Необходимо учитывать, что вводные уроки, уроки комментированного чтения и обобщающие уроки неразрывно связаны между собою и составляют звенья единой цепи.

Связь эта простирается и далее. Для того чтобы текст произведения был понятен учащимся и можно было бы свести комментарии к минимуму, необходимо до чтения текста сообщить учащимся сведения об эпохе и о литературной борьбе, участником которой был писатель, о его общественно-политических и литературных взглядах, об истории создания изучаемого произведения. Круг таких знаний определяется заранее, чтобы можно было в обзорных темах и на вводных занятиях подготовить учащихся к чтению произведения.

Для того чтобы успешно прошли уроки по изучению повести «Капитанская дочка», школьники должны хорошо знать основные черты эпохи правления Екатерины Великой и связанные с этим причины Пугачёвского восстания. Если этот материал не будет усвоен, то уроки комментированного чтения повести превратятся в обзорные лекции.

При продумывании системы занятий надо также учитывать, что материал художественного произведения будет способствовать конкретизации в представлении учащихся тех общих сведений, которые сообщались в обзорных и вводных темах. Поэтому уроки комментированного чтения строятся с учётом задач, которые решались при изучении обзорных тем.

На вводных занятиях учащимся сообщается не только сумма необходимых сведений, но и намечаются задачи, которые будут решены в процессе работы над произведением. Работа над текстом всегда должна быть целенаправленной.

Уроки комментированного чтения дают материал для решения намеченных задач. В ходе комментирования акцентируется внимание на следующих вопросах: Осуждает ли Пушкин предводителя восстания Емельяна Пугачева? Как относится поэт к Петру Гринёву? В чём смысл противопоставления Гринёва и Швабрина? Чем отличается метод изображения героев в повести «Капитанская дочка» и в произведении «История Пугачева»?

На обобщающих занятиях, суммируя наблюдения, сделанные над произведением, даётся решение поставленных задач.

Такой путь работы обеспечит соблюдение одного из важнейших положений, определяющих успех учителя: идея художественного произведения будет обнаружена учащимися в самой ткани этого произведения, в его образной системе, а не будет сформулирована учителем как некая догма, в подтверждение которой подбираются цитаты из произведения. Предполагаемый метод обеспечит максимальную убеждённость, заинтересованность и глубину знаний учащихся.

Обдумывая систему занятий по теме, учитель определяет соотношение часов, отводимых на комментированное чтение и на обобщающие уроки. Работе над текстом (в том числе и урокам комментированного чтения) уделяется основное внимание в системе занятий по художественному произведению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в эксп ...

Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...

Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся
Экспериментальная проверка результатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося у демонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всем вариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальному решению задач, когда проверяются не только знания, ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru