Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 1

Планируя работу, мы определяем место уроков комментированного чтения в системе занятий по всей теме. Так, приступая к изучению повести «Капитанская дочка», прежде всего, решим, сколько уроков нужно отвести в школе на комментированное чтение, какие главы повести прочитать в классе, сколько времени уделить вступительным занятиям и последующим обобщающим урокам. Необходимо учитывать, что вводные уроки, уроки комментированного чтения и обобщающие уроки неразрывно связаны между собою и составляют звенья единой цепи.

Связь эта простирается и далее. Для того чтобы текст произведения был понятен учащимся и можно было бы свести комментарии к минимуму, необходимо до чтения текста сообщить учащимся сведения об эпохе и о литературной борьбе, участником которой был писатель, о его общественно-политических и литературных взглядах, об истории создания изучаемого произведения. Круг таких знаний определяется заранее, чтобы можно было в обзорных темах и на вводных занятиях подготовить учащихся к чтению произведения.

Для того чтобы успешно прошли уроки по изучению повести «Капитанская дочка», школьники должны хорошо знать основные черты эпохи правления Екатерины Великой и связанные с этим причины Пугачёвского восстания. Если этот материал не будет усвоен, то уроки комментированного чтения повести превратятся в обзорные лекции.

При продумывании системы занятий надо также учитывать, что материал художественного произведения будет способствовать конкретизации в представлении учащихся тех общих сведений, которые сообщались в обзорных и вводных темах. Поэтому уроки комментированного чтения строятся с учётом задач, которые решались при изучении обзорных тем.

На вводных занятиях учащимся сообщается не только сумма необходимых сведений, но и намечаются задачи, которые будут решены в процессе работы над произведением. Работа над текстом всегда должна быть целенаправленной.

Уроки комментированного чтения дают материал для решения намеченных задач. В ходе комментирования акцентируется внимание на следующих вопросах: Осуждает ли Пушкин предводителя восстания Емельяна Пугачева? Как относится поэт к Петру Гринёву? В чём смысл противопоставления Гринёва и Швабрина? Чем отличается метод изображения героев в повести «Капитанская дочка» и в произведении «История Пугачева»?

На обобщающих занятиях, суммируя наблюдения, сделанные над произведением, даётся решение поставленных задач.

Такой путь работы обеспечит соблюдение одного из важнейших положений, определяющих успех учителя: идея художественного произведения будет обнаружена учащимися в самой ткани этого произведения, в его образной системе, а не будет сформулирована учителем как некая догма, в подтверждение которой подбираются цитаты из произведения. Предполагаемый метод обеспечит максимальную убеждённость, заинтересованность и глубину знаний учащихся.

Обдумывая систему занятий по теме, учитель определяет соотношение часов, отводимых на комментированное чтение и на обобщающие уроки. Работе над текстом (в том числе и урокам комментированного чтения) уделяется основное внимание в системе занятий по художественному произведению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Методика преодоления темпо – ритмических нарушений
Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на срав ...

Методические рекомендации для педагогов
Разработанная в ходе исследования программа "Мой любимый край" и методика ее реализации могут быть использованы педагогами и родителями, что обеспечит планомерное, целенаправленное и эффективное формирование патриотизма у старших дошкольников. При их использовании следует учитывать: 1. За ...

Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru