Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы

Современное образование » Современные компьютерные технологии в обучении » Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы

Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребностью значительной части студентов всех форм обучения (дневной, вечерней и заочной) сочетать учебу с работой. Кроме того, некоторая часть населения, желающих получить высшее образование, лишена в той или иной степени возможности обучаться непосредственно в вузе, который они выбрали для получения необходимой им специальности.

К категории таких людей относятся, в первую очередь, инвалиды. Не менее актуальна эта проблема для служащих Вооруженных Сил, членов их семей и др. людей, которые по семейным обстоятельствам или иным причинам не могут отлучаться от мест проживания. Их бы в значительной степени устроило обучение на дому или по месту работы.

Данная проблема тревожила умы ученых и ранее. Более 7лет назад за рубежом появилось "дистанционное обучение". Эта форма обучения в течение нескольких последних лет поселилась на благодатной почве российских высших учебных заведений, несмотря, а быть может в связи с наитруднейшими экономическими условиями, в которых оказались современные отечественные вузы. Характерной особенностью данного вида обучения (обучение на расстоянии) является то, что студенту предоставляется возможность практически полностью самостоятельно в индивидуальном темпе получать необходимые ему знания в независимости от места расположения вуза. Посещение студентом учебного заведения, как правило, носит эпизодический характер и определяется потребностью выполнения тех функций, которые по тем или иным причинам не могут быть им осуществлены иначе. Необходимые учебно-методические материалы в печатной, видео-, аудио- и/или машиночитаемой форме, по желанию студента, выдаются ему на руки или пересылаются, например, с помощью электронной почты. Совершенно очевидно, что использование подобной формы обучения стало возможным, в первую очередь, благодаря современным достижениям научно-технического прогресса (в нашем случае - новые компьютерные технологии в образовании).

В ряде ведущих вузов России активно изучается зарубежный опыт в этой области и ведутся работы по его адаптации для использования в наших условиях. Однако первые опыты применения данного метода обнаружили значительные трудности его реализации, которые связаны в большей степени с отсутствием необходимых финансовых средств. Потребность в дополнительном финансировании связана не только с необходимостью приобретать дорогостоящие технические средства, но и с отсутствием соответствующих учебно-методических материалов и учебников, которые следует использовать в дистанционном обучении. На сегодняшний день вузы культуры не заявили в печатных органах о мероприятиях, которые они предпринимают или разработках, которые они ведут по организации этой формы обучения, являющейся не менее актуальны для профиля их специальностей и специализаций.

Более того, некоторые представители профессорско-преподавательского состава вузов культуры и искусства России высказывают мнение, что такое образование не может быть использовано, например, при обучении студентов хореографии и т.п. Другие - считают, что организация тиражирования необходимого для студентов количества учебно-методических материалов и является дистанционным обучением. Ни то, ни другое решение, по нашему мнению, не может считаться справедливым. Во-первых, возможны различные варианты и при обучении соответствующим видам искусств. Например, получение необходимых профессиональных навыков в специализированных организациях (студиях, коллективах и т.п.) вблизи от дома, выезд преподавателей к месту проживания студентов, образующих некоторую группу в каком-либо регионе страны, получение консультаций с помощью услуг телеконференций, учебные видеофильмы и т.п. Во-вторых, новые формы обучения, а тем более дистанционное обучение, требуют совершенно новых методов обучения и учебных пособий, например, электронных учебников с возможностью не выходя из конкретной компьютерной учебной программы получать необходимые справочные данные; выполнять рубежные и др. контрольные задания (компьютерные тесты); осуществлять самоконтроль (тренинг) пользуясь системой гипертекстовых связей и использовать собственную траекторию освоения знаниями в зависимости от выбранного типа обучения, специализации и квалификации и др.


Читайте также:

Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения
Планируя работу, мы определяем место уроков комментированного чтения в системе занятий по всей теме. Так, приступая к изучению повести «Капитанская дочка», прежде всего, решим, сколько уроков нужно отвести в школе на комментированное чтение, какие главы повести прочитать в классе, сколько времени у ...

Разные подходы к проблеме адаптации
Период привыкания детей – неизменно сложная проблема, отмечает С. Теплюк. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со ...

Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"
Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru