В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.
Экспериментальное исследование было проведено в Средней общеобразовательной школе № 97, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Клеменчужская, д. 46, во 2 «а» классе.
В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Из них: 17 девочек и 15 мальчиков. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста нами были использованы следующие методики.
Методика 1. «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям»
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).
Таблица 1
Результаты методики «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
1 |
+ | ||||||||||
2 |
+ | ||||||||||
3 |
+ | ||||||||||
4 |
+ | ||||||||||
5 |
+ | ||||||||||
6 |
+ | ||||||||||
7 |
+ | ||||||||||
8 |
+ | ||||||||||
9 |
+ | ||||||||||
10 |
+ | ||||||||||
11 |
+ | ||||||||||
12 |
+ | ||||||||||
13 |
+ | ||||||||||
14 |
+ | ||||||||||
15 |
+ | ||||||||||
16 |
+ | ||||||||||
17 |
+ | ||||||||||
18 |
+ | ||||||||||
19 |
+ | ||||||||||
20 |
+ | ||||||||||
21 |
+ | ||||||||||
22 |
+ | ||||||||||
23 |
+ | ||||||||||
24 |
+ | ||||||||||
25 |
+ | ||||||||||
26 |
+ | ||||||||||
27 |
+ | ||||||||||
28 |
+ | ||||||||||
29 |
+ | ||||||||||
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
30 |
+ | ||||||||||
31 |
+ | ||||||||||
32 |
+ | ||||||||||
Всего |
4 |
4 |
3 |
3 |
0 |
3 |
7 |
0 |
3 |
3 |
2 |
В % |
12,4 |
12,4 |
9,3 |
9,3 |
0 |
9,3 |
21,7 |
0 |
9,3 |
9,3 |
6,2 |
Читайте также:
Содержательный компонент обучения модулю
«Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласовани ...
Разработанность аспектов проблемы в теории и практике воспитания на
современном этапе работы группы продлённого дня
воспитанность урок школьник нравственный Проблема нравственного воспитания и формирования будущей личности прослеживается в работах многих опытных педагогов. По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, творчества. Младший школьный во ...
Социальная дезадаптация
По мере взросления ребенок должен прожить определенные этапы эмоциональных отношений с матерью, отцом, окружающими людьми. И если этого не происходит, у подростка появляется задержка развития эмоциональной сферы, и он становится предрасположенным к правонарушению и преступлению. Наверное, нельзя го ...