Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования

Современное образование » Организация мониторинга качества обучения математике в Республике Саха » Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования

Страница 1

В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах в образовании и прогнозируемых тенденциях. Другими словами, можно сказать, что мониторинг - это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и состояния образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития.

Согласно введенному понятию к элементам мониторинга в образовании можно отнести: объекты и субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей, инструментарий мониторинговых обследований, системы накопления информации, процедуры анализа и переработки информации, методы педагогической интерпретации и форматы предъявления результатов, базы данных, программно-инструментальные средства обработки данных, методики анализа данных, осуществления прогнозов дальнейшего развития образовательной системы и входящих в нее элементов.[1]

Постоянный мониторинг качества образовательного процесса и его результатов становится особенно актуальным в условиях модернизации всей образовательной системы, развития федеральной системы тестирования и введения единого государственного экзамена. Создание информационных баз данных о состоянии всех элементов системы позволяет проводить различные виды анализа (корреляционный, дисперсионный, факторный, сравнительный, динамический, дидактический и др.) и делать выводы об эффективности функционирования всей образовательной системы, составляющих ее подсистем, выбирать направления и способы управления ими [2].

В силу складывающихся в стране изменений контрольно–оценочной системы появляются условия для получения и накопления статистической образовательной информации (образовательной статистики), основанной на универсальных педагогических измерениях уровня учебных достижений. Качество образовательных систем и образовательного процесса с достаточной достоверностью можно выявить только путем длительного квалиметрического мониторинга, накопления и анализа статистических результатов о качестве знаний, умений и навыков обучающихся. Это значит, что путем педагогических измерений, средствами и технологиями массового независимого тестирования, проводимого в стандартизированных условиях и стандартизированными контрольно–измерительными материалами, только с течением времени можно с достаточно большой степенью точности по статистическим характеристикам определять качественные параметры образовательной системы и ее составляющих по количественным оценкам. Это обусловливает необходимость формирования концепции нового вида мониторинга – квалиметрического многоуровневого – и предопределяет направления его развития.

Основной целью квалиметрического мониторинга в образовании являются создание условий для формирования целостного представления о состоянии образовательной системы, качественных и количественных изменениях ее составляющих, получение научно обоснованных выводов о функционировании той или иной системы или объекта, накопление статистических результатов внешнего контроля за деятельностью субъекта наблюдения, обоснование требуемых мер для достижения планируемого качества. Важной целью является обеспечение всех субъектов образовательного процесса объективной и достоверной образовательной информацией путем наблюдения, сбора, накопления, анализа, диагностики и экспертизы количественных показателей учебных достижений обучающихся [5].

Страницы: 1 2


Читайте также:

Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...

Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Помимо использования приёма комментированного чтения, успешно применяемого в методике преподавания литературы, мы считаем необходимым ввести в практику преподавания новые приёмы, которые пока ещё не используются или недостаточно используются на уроках литературы. Одним из компонентов системы коммен ...

Методические основы обучения лексическому аспекту иностранного языка
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика? Лекси ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru