Особенности развития мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения

Современное образование » Развитие мышления дошкольников с нарушением зрения » Особенности развития мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения

Страница 2

Для того, чтобы ориентироваться в окружающем пространстве, удовлетворять свои потребности, слепой должен с величайшим вниманием относится ко всем доступным ему восприятиям, продолжительнее хранить их в памяти, строить из отдельных, доступных ему элементов картину целого, недоступную его симунтальнному восприятию. Поэтому слепой уже с самих ранних лет привыкает управлять своим вниманием, привыкает к напряжённой работе не только пассивного, но и активного внимания. Это значительно способствует развитию мыслительной деятельности. Важным является общение с таким ребёнком, ведь это является одним из главным стимулом умственного развития.

Зависимость самого процесса и уровня развития мышления от количества и качества чувственных данных отчётливо проявляется при сравнении интеллектуального развития лиц с дефектами сенсорной сферы различной тяжести. Если сравнить умственное развитие слепого, глухого, слепоглухого с нарушением тактильной чувствительности, то сразу станет ясно, что по мере сужения сферы чувствительного познания замедляется темп развития мышления, страдают умственные качества личности.

Однако, несмотря на явную несостоятельность, концепция преимущественного развития мышления у слепых имело широкое распространение и оказала влияние даже на некоторых советских тифлопсихологов, также утверждавших, что у незрячих «ещё до школы и, особенно в школе лучше, чем у других слепых и зрячих сверстников, развивается речь и мышление». (Б.И. Коваленко) [5, с. 123]

Недостатки в области чувствительного познания неизбежно должны сказаться в сфере мышления.

Несмотря на то, что в тифлопсихологи и тифлопедагогике давно стало общепринятым положением, согласно которому мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации развития и жизнедеятельности личности с дефектом зрения. Экспериментальное исследование закономерностей этого развития было развёрнуто только в семидесятые годы. [12, с. 10]

Одной из причин столь «позднего» начала подлинного научного изучения мышления слепых и слабовидящих дошкольников является отсутствие необходимой базы – всестороннего исследования процессов чувствительного познания при различных дефектах зрения. Именно в 70-х годах в тифлопсихологи была накоплена система экспериментальных фактов, раскрывающих особенности развития ощущения, восприятия и представления у слепых и слабовидящих дошкольников с нормальным и нарушенным интеллектом.

Возникновение, формирование и развитие нового направления в исследованиях мышления слабовидящих было необходимостью, объективно обусловленной как состоянием этой проблемы тифлопсихологи, так и актуальными запросами практики. Это направление возникло и сформировалось в результате создания специального коллектива тифлопсихологов проблемной лаборатории при кафедре тифлопедагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена под руководством профессора А.И. Зотова. Помимо сотрудников лаборатории, в исследованиях принимала участие группа аспирантов и сотрудников кафедры: А.М. Арнаутова, Л.В. Егорова, С.П. Ильина, Л.А. Зотов, А.Г. Литвак, Р.Ф. Малых, И.Л. Первова, А.В. Политова, В.А. Феоктистова и другие.

Центральной теоретической установкой новой концепции в подходе к исследованию мыслительной деятельности являлось признание независимости уровня её развития от дефекта зрения. Из неё вытекает второе положение: уровни развития мыслительной деятельности слабовидящих дошкольников определяется качеством программирования и управления процессом формирования. Определение содержания и структуры программы формирования того или иного параметра мыслительной деятельности, а так же разработка новых эффективных методик. [15, с. 2]

Отметим ряд принципиальных положений, вытекающих из этих исследований и имеющих непосредственное отношение к разработке направления исследования мышления:

Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям, искажению «чувствительного опыта», схематизму. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления.

Успешность мыслительной деятельности предполагает необходимость целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации программы в ходе формирования мышления. При этом чётко выделяются факторы. К таким факторам относятся: возраст и индивидуальные особенности психического развития личности дошкольника и особенности дефекта зрения в их соотношении со спецификой объекта познания, его конкретное предметное содержание. [14, с. 41]

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения
Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Необходимо также проработать параметры урока с позиции осуществления задач ЛОО. Способы предъявлени ...

Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к пр ...

Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru