Поэтика волшебных сказок

Страница 1

"Сравнительный указатель сюжетов" включает 225 сюжетообразующих мотивов волшебной сказки, самые популярные из которых (“Победитель змея”, “Бой на калиновом мосту”, “Три подземных царства”, “Смерть Кащея в яйце”, “Чудесное бегство”, “Звериное молоко”, “Мачеха и падчерица”, “Сивко-Бурко”, “Конек-горбунок”, “Незнайка”, “Волшебное кольцо”) опубликованы в сотнях вариантов (Зуева, Кирдан 2002: 147).

Их композиция сходна. Как и прочие эпические произведения, волшебные сказки состоят из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

Основной мотив завязки - вредительство, т.е. нанесение ущерба одному из членов семьи (похищение человека, порча посева, околдовывание и т.п.). Эквивалент вредительства - недостача (невесты, диковинки, волшебного предмета). Вредительству нередко предшествует отлучка: к примеру, смерть родителей (или матери - в сказках о падчерице), которая зачастую сопровождается дарением волшебного помощника. Другая форма отлучки - отъезд из дома старших членов семьи и оставление без присмотра младших. Эта разновидность отлучки часто сопровождается запретом (наиболее распространен запрет заглядывать в чулан; запрет выходить из дома наиболее архаичен).

Характерная особенность сказки состоит в следующем: если ее герою запрещают что-либо делать, он обязательно это сделает. Так действует закон, которому беспрекословно подчиняется сказочное повествование: всякое предназначение должно быть выполнено, всякий запрет должен быть нарушен.

При этом нарушение запрета молниеносно ведет к вредительству. Оно приводит к беде, которую призван избыть герой. Следовательно, завязка сказки сводится к тому, чтобы отправить героя из дома. Это необходимо для введения центрального мотива волшебной сказки - мотива решения трудной задачи, например, добычи диковинки (свинки - золотой щетинки, жар-птицы, молодильных яблок и т.п.).

Как замечает В.Я. Пропп, "за задачами кроется некоторое испытание" (Пропп 1994: 142): может ли герой попасть в иной мир, способен ли он применять магические умения (построить дворец, мост и т.п. - отражение мифов о культурных героях, устраивавших мир), достаточно ли он крепок (отсюда - испытание огнем, принимающее в русской сказке форму испытания горячей баней).

Русская сказка строится по древнейшей композиционной схеме пути-дороги. "Дорога в сказке - это место всевозможных полезных и таинственных встреч, неожиданных приключений, счастливых и горестных случайностей". Сама дорога в сказке не описывается (говоря условно: сказка рассказывается, а не пишется) - описывается встреча ("Поехал он в чистое поле, ехал он шесть дней и шесть ночей, вдруг встречается ему на дороге старец"). Но встречается герой не со случайным прохожим, а с существом, которое становится его чудесным помощником или дарителем. Ю.М. Лотман справедливо отмечает: "Трудные задачи всегда решаются героем волшебной сказки только после того, как он проделает долгий путь, полный непредвиденных происшествий: например, украдены золотые яблоки из царского сада - герой отправляется на поиски вора и добирается до другого края; слепнет царь - герой отправляется за лекарствами в места, куда не ступала человеческая нога; змеи похищают царских дочерей - герой отправляется на поиски их; кто-то убит - герой отправляется в путь, чтобы добыть “живую” и “мертвую” воду" (Лотман 2005).

Собираясь в дорогу, герой берет с собой посох, хлеб, сапоги - "те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир", т.е. он отправляется в царство мертвых. Идет он наугад, "куда глаза глядят", но именно в одну сторону иного царства. Живой герой отправляется в иной мир, поэтому он сам переживает как бы временную смерть.

Кульминационная часть сказки - это противодействие беде или недостаче. Герой подвергается двум или трем испытаниям. Первое испытание - предварительное: это проверка того, знает ли герой особые правила поведения в новом для него мире. В результате этой проверки герой получает волшебное средство, с помощью которого ликвидируется беда или недостача. Встреча с дарителем - необходимый момент сказочного действия. Е.М. Мелетинский особо подчеркивает его значимость, ведь основной подвиг совершается с помощью средств, полученных во время предварительного испытания: "Предварительное испытание не требует богатырского напряжения сил, оно является проявлением вежливости, доброты, сообразительности и особенно знания правил поведения, составляющих четкую семантическую систему, независимую от хода развертывания сюжета".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Основные этапы построения модели в социально-педагогическом исследовании
Выделяют четыре основних этапа построения модели в социально-педагогическом исследовании. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо суще ...

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театрализованная деятельность. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребн ...

Этапы адаптации
Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа, отмечает Теплюк С. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный – начинается с первого общего родительского собрания, которое администрац ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru