Организация и методика исследования

Страница 1

мышление дошкольник нарушение зрение

На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения.

Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отличия в мыслительной деятельности от сверстников с нормальным психическим развитием.

Задачи исследования:

1. Проведение экспериментально-психологического исследования для изучения особенностей психики у детей 5–6 лет с нарушением зрения.

2. Сопоставить данные исследования особенностей психики у здоровых детей 5–6 лет.

3. Сопоставить данные исследования особенностей у детей с нарушением зрения.

Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку психического развития был проведён анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушением зрения.

В соответствии с критериями были подобраны методики диагностики.

В исследовательский комплекс вошли четыре методики:

1. «4-й лишний» – исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

2. «зрительные аналогии» – выделение характера логических связей и отношений между предметами.

3. «изучение процесса классификации» – исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

4. «последовательные картинки» – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий. [33]

1. Методика «4-й лишний». Цель – исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

Подготовка исследования: подготовить 10 таблиц размером 12*12 см., разделённых на 4 квадрата, в каждом квадрате изображён предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например: кукла, пирамидка,… матрёшка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с детьми. Ребёнку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвёртый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»

Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребёнком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объяснить, а также, как зависит процесс обобщения от возраста детей. [24]

2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – выделение характера логических связей и отношений между предметами.

Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделённых на три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся между собой, в правой части над чертой изображён один предмет, а под чертой пять предметов, один из которых связан с верхним так же, как пара предметов, расположенных слева в квадрате.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ребёнку показывают по одной таблице и говорят: «Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре предметов».

Страницы: 1 2


Читайте также:

Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми
Целью экспериментальной работы на данном этапе исследования явилось формирование общения слабослышащих детей, посещающих занятия в Центре, во внеурочной деятельности. Для достижения указанной цели были поставлены задачи: определение содержания работы по формированию диалогической речи слабослышащих ...

Моделирование в научном исследовании
Научное исследование проходит несколько стадий. На первой стадии эмпирического исследования органы чувств физически взаимодействуют с объектом, на второй исходным является не сам объект, а данные опыта, на третьей – исходные группировки данных. Следовательно, на второй и последующих стадиях эмпирич ...

Планирование урока английского языка с использованием ИКТ
Планирование урока иностранного языка с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике и наполняемых благодаря информационным технологиям новым содержанием. Планировани ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru