В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея».
Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатков, создание необходимых условий для их развития и разумная методика – гарантия максимального развития способностей. Однако все это возможно лишь при наличии воли субъекта и благоприятных обстоятельств. Именно благодаря определенной мере личных усилий, а также социальным условиям, в которых происходит развитие способностей людей, одни из них становятся просто хорошими профессионалами, другие талантами, а некоторые гениями.
Ученые различных областей науки говорят, что «объект нужно поместить в питательную среду» или «создать условия естественной среды», или «нужна благоприятная среда». И.М. Сеченов, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон считали, что именно среда, и только она, обеспечивает развитие. Воспитательная среда оказывает одно из решающих воздействий на развитие личности, – доказывали психологи Р. Берне, Р.С. Немов.
Исследование среды, её воспитательного потенциала у нас в стране и за рубежом активно развивается, что свидетельствует об актуальности проблемы.
Интерес представляет особенный взгляд на воспитательную среду Марии Монтессори. Она видела путь к гуманистическому воспитанию в создании социальной педагогической инструментированной и насыщенной стимулами к саморазвитию ребенка среды, где всё должно быть приспособлено к строению и размерам тела ребенка. Если это имеется, то, по ее наблюдению, «в ребенке развивается активность, поражающая нас тем, что в ней видны не просто упражнения, выполняемые с удовольствием, а настоящие проявления духовной жизни». Монтессори указывала, что необходимо так организовать среду, чтобы она «давала ребенку ту «пищу», которая ему необходима», обращала внимание на роль учителя в воспитательной среде. «В руках учителя развитие интеллигентности и культурного уровня ребенка», – писала М. Монтессори.
Анализ исследований Е.П. Белозерцева позволил нам прийти к выводу о том, что развитие художественно-творческих способностей зависит не только от генетических факторов, но и от факторов окружающей среды, воспитания и активности самой личности. Формирование творческих умений возможно только путем включения в деятельность. Этот вывод нашел отражение в «обобщенном взгляде» на воспитательную среду, составленном из элементов имеющихся знаний, выделенных из трудов различных ученых. По мнению Н.Е. Щурковой, в содержание среды как фактора социального развития личности входят:
- предметно-пространственное окружение;
- социально-поведенческая сфера;
- событийная сфера;
- информационная сфера.
Совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка.
Для нас обобщенное учеными содержание воспитательной среды ценно тем, что личность школьника и учителя являются субъектами, а «посредником» между ними – воспитательная среда, которая объединяет их, обладает определенным содержанием, влияющим на процесс взаимодействия между данными объектами.
Читайте также:
Ловкость как один из видов двигательных способностей
Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнему определяется как ...
Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...
Разные подходы к проблеме адаптации
Период привыкания детей – неизменно сложная проблема, отмечает С. Теплюк. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со ...