Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике?
Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во – вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.
В – третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.
Термины образовательный и учебный процесс не тождественны по смыслу.
Учебный процесс в теории личностно – ориентированного обучения
Учебный процесс как целостная дидактическая система направлен на организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной образовательной цели — познанию учеником окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в своем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания.
Учебный предмет «Информатика», изучаемый в школе, по своему содержанию является своеобразной «проекцией» той или иной области научного знания (информатика, математика, физика, геометрия). Методика его преподавания чаще всего отражает продвижение ученика в системе научного знания, сконструированного по законом логики, универсальной методологии познания, приспособленной к возрастным и индивидуальным возможностям усвоения.
Учебная программа информатики в теории личностно – ориентированного обучения
Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся.
Учебная программа по информатике в общеобразовательной школе включает в себя обязательный минимум образования по этому предмету.
Образовательный процесс
Образовательный процесс — это система построения взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности, как индивидуальности. Его содержание, методы, приемы, техники направлены главным образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей, намерений, реальных индивидуальных возможностей.
Проектирование личностного развития школьника предполагает выделение в образовательном процессе основных сфер человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснование требований к овладению ими, описанию и учету личностных особенностей (типу и характеру интеллекта, уровню его развития и т.п.).
Определение сфер человеческой деятельности предполагает выделение их психологического содержания, выявления индивидуальных особенностей интеллекта, степени его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности (в нашем случае в области информатики).
Читайте также:
Особенности факультативных занятий и их цели
Требования, предъявляемые учебной программой, рассчитаны на среднеуспевающего ученика. Но уже в начальной школе выделяются ученики, как с трудом овладевающие обязательными результатами обучения, так и ученики, проявляющие повышенный интерес и способности к учёбе. Всё это приводит к необходимости ис ...
Цель и задачи сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять д ...
Структура и основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость ра ...