Индивидуальность в образовательном пространстве

Страница 2

Для выявления личностно значимого отношения к учебному тексту при его конструировании важно учитывать тип научной ин­формации, заложенной в тексте. Эти типы сводятся к следующим:

1. Информация справочного характера, ставшая общепринятой, излагающая правила, положения, не требующие доказательств, аргументации («1байт = 8 бит = 256 различных чисел от 0 до 255»; «монитор – это устройство вывода» и т.п.). Эта информация не принадлежит «никому», она «обезличена», хотя усваивается всеми школьниками как обязательная;

2. Информация, выражающая результаты чужого опыта (хотя и общественно значимого). Изложенная учеником (учителем), такая информация может соответствовать или не соответствовать результатам опыта ученика и содержать, например, фактологические (описательные) тексты. Выраженные в них знания могут быть восприняты по-разному, т.е. они не «обезличены». В них фиксируется точка зрения автора учебника, которая не всегда совпадает с точкой зрения читателя-ученика. Даже одна и та же научная информация, изложенная в учебнике, воспринимается учениками по-разному, в зависимости от характера и индивидуальной направленности их субъектного опыта.

Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и оценивается учителем как неусвоение учебного материала. Но ведь в этом может проявляться своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный», по отношению к тексту учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в личностно-ориентированном образовательном процессе обходимо пересмотреть существующие критерии усвоения. Следует заметить, что в содержании учебных текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам (событиям), авторская позиция. Приведем простой пример: «информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире». Очевидно, что отношение к описываемому факту не может быть однозначным.

Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность учебного текста. К сожалению, пока учебник строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает воспроизведение текста. Понимание — сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразова­ние заданного текста на основе субъектного опыта.

3. Информация, помогающая самообразованию. Это имеющиеся в учебнике текстовые пояснения, указания, при­мечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие само­стоятельную работу над текстом, его понимание.

Любой учебный текст есть своеобразное соединение и описа­ние «чужой» и «моей» мысли. Его усвоение не может быть обез­личено так же, как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение учебного и обра­зовательного материала.

При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность пред­метного содержания заданий, но и различные приемы их выпол­нения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в ви­де правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем орга­низации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).

Все используемые в дидактике приемы (и складывающиеся на их основе способы учебной работы) можно разделить на три группы:

Приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвое­ние, они описываются в виде правил, предписаний наряду с из­ложением предметного содержания знаний. На их основе скла­дываются специфические предметные способы проработки учеб­ного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек­цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас­сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать уч ...

Характеристика форм построения занятий
Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каж ...

Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке биологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качестве ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru