Все ли уроки личностно – ориентированны

Страница 2

Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учи­телем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обраще­ние к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизне­деятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает ис­пользование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опы­та, личностно значимого для него, должен иметь возможность макси­мально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваи­вать) все, что сообщает учитель.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рас­сматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, переве­сти в соответствующее научное содержание (т.е. "окультурить") и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает уче­нику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существую­щего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к раз­личным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых он, учитель, является.

Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, что­бы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержа­тельные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обу­чения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий" (индиви­дуальных "семантик"). Она не должна быть жесткой, в виде оценоч­ных ситуаций (правильно — неправильно). Это должен быть равно­правный диалог (полилог), где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя — выявить и обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответ­ствуют теме урока, целям и задачам предмета информатики.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока явля­ется опора на психофизические предпосылки, обусловливающие уче­нику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны пе­дагога, но без этого урок не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм вза­имодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные особенности каждого ученика, особенно старших клас­сов (см. приложение 2.Схема анализа урока).

Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделя­ет сообщению материала (урок-лекция, урок-практика), фронтальным методам ра­боты (самостоятельная, проверочная, зачетная форма выполнения заданий), то на личностно-ориентированном уроке он должен при­нять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их лич­ностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе
Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на н ...

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Степень удовлетворенности родителей результатами работы педагогов Дворца Творчества Юных
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и госуд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru