Все ли уроки личностно – ориентированны

Страница 3

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных усло­вий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Обращение к процессуальной стороне освоения, т.е. к тому, как учит­ся ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками), являет­ся основной ценностью личностно-ориентированного урока. При его построении и проведении учитель поручает часть своих функций уче­никам. Сильные ученики проверяют работу друг друга или более слабых. При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, учитель может не излагать его, а организовывать беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников. При этом он мо­жет судить не только о том, что усвоили ученики из прочитанного, но и как они организовывали свою работу над чтением учебника ("старался запомнить текст", "выделить главную мысль", "связать с уже известным" и т.п.). Обсуждая с учениками различные способы их работы над учеб­ником, учитель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной ученик (на анализ содержания, форму его репре­зентации — иллюстрации, картинки, карты, схемы).

Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной, практической) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались учени­ки при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рацио­нальные, оригинальные.

Функция учителя здесь не столько авторитарная ("повтори мате­риал", "прорешай побольше задач", "посмотри на образец" и т.п.), сколько рекомендательная ("давай подумаем вместе", "расскажи, каким способом выполнял задание", "выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование").

Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с клас­сом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наибо­лее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные выс­казывания и находки, анализирует несостоятельные попытки, сти­мулирует учащихся к осознанию своих ошибок, их причин, обсуж­дает меры их устранения и т.п. Чем активнее на уроке дети — тем свободнее учитель: его не сковывает неподготовленность к уроку отдельных учащихся, не смущают нестандартные вопросы, кото­рые иногда задают дети. Он старается понять их содержание и использовать в своих целях, не осуждая детей, что вопрос не по теме, не к "месту", "к делу не относится" и т.п. Конечно, в этих условиях труднее "управлять" классом, но зато не будет пассив­ных, равнодушных, скучающих учеников. Каждый из них может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят его предложения, серьезно и уважительно отнесутся к его версиям, даже если они не соответствуют устоявшимся "канонам" научного знания. И ка­ким бы "плотным" ни был урок, нельзя считать такую работу с уче­никами пустой тратой времени.

Для того чтобы пронаблюдать, как учитель выполняет эти функ­ции, предлагается карта наблюдения на уроке (см. приложение 3).

Говоря о необходимости уделять на уроке специальное внимание рас­крытию способов учебной работы, следует иметь в виду, что способ есть личностное образование, в котором проявляются "стилевые" особеннос­ти познания, присущие каждому ученику. Способ не сводится к рекомен­дованному учителем (учебником, методическим пособием) приему усво­ения, в котором нормативно задается состав действий, последователь­ность их выполнения согласно правилу, образцу. Такие приемы вместе с изложением знаний обычно сообщаются учителем на уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru