История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 1

Задачи:

Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям.

Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся.

Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих детей.

Развитие в России системы профессиональной социальной помощи слабослышащим детям невозможно рассмотреть без развития системы специального обучения, поскольку это взаимосвязанные процессы и системы, взаимопроникающие и дополняющие друг друга.

Созданию в России специального обучения и помощи детям с частично нарушенной слуховой функцией предшествовал длительный период поисков теоретического и практического решения проблемы дифференцированного педагогического подхода к глухим, слабослышащим и позднооглохшим [23, с. 191]. Различительным признаком при этом выступало состояние слуховой функции. В связи с этим уже в середине XVIII в. были предприняты попытки использования и развития остатков слуха у глухих школьников, а также попытки раздельного обучения детей с недостатками слуха. К этому же периоду относятся и первые упоминания о детях с разной степенью потери слуха в России, а с начала 20-х годов XIX в. проблема дифференцированного обучения детей с недостатками слуха становится одной из наиболее актуальных.

В первой половине XIX в. отечественными педагогикой и социальной работой выдвинута теоретическая концепция об умственном воспитании глухонемых, суть которой состояла в признании возможности использования в качестве средств обучения и развития всех видов и форм речи в зависимости от степени сохранности слуховой функции.

Первым ученым, выдвинувшим идею дифференцированного подхода к обучению детей с недостатками слуха, был В.И. Флери, который настаивал на организации дифференцированного обучения по различным программам и по разной методике собственно глухонемых, позднооглохших и полуглухих [24, с.77]. Первоначально эта идея в основном замыкалась на дифференциации глухих - по времени наступления глухоты, наличию остатков слуха, в большей или меньшей степени помогающих осуществлять обучение произношению, по уровню одаренности и развития. Данная идея играет важную роль и в развитии социальной помощи слабослышащим детям.

Идеи В.И. Флери о дифференцированном обучении стремился реализовать Г.А. Гурцев, автор Устава 1835 г. Петербургского училища глухонемых. Он предусматривал организацию при училище отделения для полуглухих детей, однако осуществить это на практике не удалось [24, с.78].

С начала XX в. в России создаются училища для глухонемых, в которые попадали дети с более или менее выраженной способностью воспринимать устную речь на слух. По инициативе Ф.А. Рау проводится широкое обследование учащихся массовых школ с целью выделения детей, не успевающих в связи с недостаточностью слуха. Расширяется сеть специальных школ для умственно отсталых детей и детей, имеющих речевые нарушения при нормальном слухе, в которые в результате ошибочной диагностики попадали и слабослышащие дети.

Необходимость дифференциации контингента учащихся училищ для глухонемых и выделение категории детей с частичным нарушением слуха из общего числа детей с дефектами слуха, а также использования и развития у них остаточного слуха тесно связаны с практикой построения социально-медицинских и социально-педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха [34, с.10].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Проблемы современной семьи с единственным ребенком
В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогичес ...

Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...

Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников
Констатирующее исследование стилей педагогического общения тесно связано с формирующими процессами, проводимыми на диагностической основе. В исследовательской работе использовались следующие методы: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике. Наблюдение за ходом урока. ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru