История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 1

Задачи:

Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям.

Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся.

Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих детей.

Развитие в России системы профессиональной социальной помощи слабослышащим детям невозможно рассмотреть без развития системы специального обучения, поскольку это взаимосвязанные процессы и системы, взаимопроникающие и дополняющие друг друга.

Созданию в России специального обучения и помощи детям с частично нарушенной слуховой функцией предшествовал длительный период поисков теоретического и практического решения проблемы дифференцированного педагогического подхода к глухим, слабослышащим и позднооглохшим [23, с. 191]. Различительным признаком при этом выступало состояние слуховой функции. В связи с этим уже в середине XVIII в. были предприняты попытки использования и развития остатков слуха у глухих школьников, а также попытки раздельного обучения детей с недостатками слуха. К этому же периоду относятся и первые упоминания о детях с разной степенью потери слуха в России, а с начала 20-х годов XIX в. проблема дифференцированного обучения детей с недостатками слуха становится одной из наиболее актуальных.

В первой половине XIX в. отечественными педагогикой и социальной работой выдвинута теоретическая концепция об умственном воспитании глухонемых, суть которой состояла в признании возможности использования в качестве средств обучения и развития всех видов и форм речи в зависимости от степени сохранности слуховой функции.

Первым ученым, выдвинувшим идею дифференцированного подхода к обучению детей с недостатками слуха, был В.И. Флери, который настаивал на организации дифференцированного обучения по различным программам и по разной методике собственно глухонемых, позднооглохших и полуглухих [24, с.77]. Первоначально эта идея в основном замыкалась на дифференциации глухих - по времени наступления глухоты, наличию остатков слуха, в большей или меньшей степени помогающих осуществлять обучение произношению, по уровню одаренности и развития. Данная идея играет важную роль и в развитии социальной помощи слабослышащим детям.

Идеи В.И. Флери о дифференцированном обучении стремился реализовать Г.А. Гурцев, автор Устава 1835 г. Петербургского училища глухонемых. Он предусматривал организацию при училище отделения для полуглухих детей, однако осуществить это на практике не удалось [24, с.78].

С начала XX в. в России создаются училища для глухонемых, в которые попадали дети с более или менее выраженной способностью воспринимать устную речь на слух. По инициативе Ф.А. Рау проводится широкое обследование учащихся массовых школ с целью выделения детей, не успевающих в связи с недостаточностью слуха. Расширяется сеть специальных школ для умственно отсталых детей и детей, имеющих речевые нарушения при нормальном слухе, в которые в результате ошибочной диагностики попадали и слабослышащие дети.

Необходимость дифференциации контингента учащихся училищ для глухонемых и выделение категории детей с частичным нарушением слуха из общего числа детей с дефектами слуха, а также использования и развития у них остаточного слуха тесно связаны с практикой построения социально-медицинских и социально-педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха [34, с.10].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Философские и экономические проблемы информатизации общества
Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Понятие «информационное общество» появилось во втор ...

Специалист социальной работы в системе правовых отношений
В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных. Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ...

Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или иной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru