История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 1

Задачи:

Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям.

Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся.

Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих детей.

Развитие в России системы профессиональной социальной помощи слабослышащим детям невозможно рассмотреть без развития системы специального обучения, поскольку это взаимосвязанные процессы и системы, взаимопроникающие и дополняющие друг друга.

Созданию в России специального обучения и помощи детям с частично нарушенной слуховой функцией предшествовал длительный период поисков теоретического и практического решения проблемы дифференцированного педагогического подхода к глухим, слабослышащим и позднооглохшим [23, с. 191]. Различительным признаком при этом выступало состояние слуховой функции. В связи с этим уже в середине XVIII в. были предприняты попытки использования и развития остатков слуха у глухих школьников, а также попытки раздельного обучения детей с недостатками слуха. К этому же периоду относятся и первые упоминания о детях с разной степенью потери слуха в России, а с начала 20-х годов XIX в. проблема дифференцированного обучения детей с недостатками слуха становится одной из наиболее актуальных.

В первой половине XIX в. отечественными педагогикой и социальной работой выдвинута теоретическая концепция об умственном воспитании глухонемых, суть которой состояла в признании возможности использования в качестве средств обучения и развития всех видов и форм речи в зависимости от степени сохранности слуховой функции.

Первым ученым, выдвинувшим идею дифференцированного подхода к обучению детей с недостатками слуха, был В.И. Флери, который настаивал на организации дифференцированного обучения по различным программам и по разной методике собственно глухонемых, позднооглохших и полуглухих [24, с.77]. Первоначально эта идея в основном замыкалась на дифференциации глухих - по времени наступления глухоты, наличию остатков слуха, в большей или меньшей степени помогающих осуществлять обучение произношению, по уровню одаренности и развития. Данная идея играет важную роль и в развитии социальной помощи слабослышащим детям.

Идеи В.И. Флери о дифференцированном обучении стремился реализовать Г.А. Гурцев, автор Устава 1835 г. Петербургского училища глухонемых. Он предусматривал организацию при училище отделения для полуглухих детей, однако осуществить это на практике не удалось [24, с.78].

С начала XX в. в России создаются училища для глухонемых, в которые попадали дети с более или менее выраженной способностью воспринимать устную речь на слух. По инициативе Ф.А. Рау проводится широкое обследование учащихся массовых школ с целью выделения детей, не успевающих в связи с недостаточностью слуха. Расширяется сеть специальных школ для умственно отсталых детей и детей, имеющих речевые нарушения при нормальном слухе, в которые в результате ошибочной диагностики попадали и слабослышащие дети.

Необходимость дифференциации контингента учащихся училищ для глухонемых и выделение категории детей с частичным нарушением слуха из общего числа детей с дефектами слуха, а также использования и развития у них остаточного слуха тесно связаны с практикой построения социально-медицинских и социально-педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха [34, с.10].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Структура и общая характеристика учреждения дополнительного образования детей и подростков дворца творчества юных
Организационная структура ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»: Структурные подразделения, обеспечивающие функционирование Учреждения 1- Инженерно-хозяйственные службы 2- Бухгалтерская служба 3- Отдел кадров 4- Организационно-правовой отдел 5- Канцелярия Структурные подразделения по поддержке и развитию единого обра ...

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Критерии эффективности работы учителя на уроке
Особенности личностно-ориентированного урока определяют кри­терии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим: • умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения; • умение отбирать для совместного анализа в классе те спо­соб ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru