Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Современное образование » Проектирование модели процесса обучения учеников ДОУ при работе на токарном станке » Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Страница 2

Анализ данных таблицы № 1 показал, что на протяжении V-VII классов ученики изучают 5 разделов работ: "Технология работ в крестьянском хозяйстве", "Техника в крестьянском хозяйстве", "Электротехнические устройства в быту", "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения", "Творческий проект".

При этом бюджет времени для освоения раздела "Техники в крестьянском хозяйстве" увеличился на 2 часа по сравнению V-го класса с последующими классами, тогда как на изучение раздела "Электротехнические устройства в быту" в VI и VII классах отводится на 2 часа меньше, чем в V классе. В остальных разделах бюджет времени остается неизменным на протяжении всех трех классов.

Анализ данных таблицы также показал, что содержание обучения на этапе профильного трудового обучения является переходным этапом от общетрудового к углубленному трудовому или профессиональному обучению. В его основе лежит идея введения учащихся в один из профилей современного производства, нормы и правила трудовой деятельности по основным профессиям такого профиля.

Внутриэтапную преемственность имеют только два раздела программы ("Графика" и "Творческий проект"), третий раздел "домашняя экономика" имеет внутриэтапную преемственность только за счет отдельных тем программы, которые продолжают свое развитие и углубление в IX классе.

Исходя из задач исследования, представляется необходимым проведение более подробного анализа содержания программы на предмет обучения токарно-винторезных станков.

Представление о машинах учащиеся получают главным образом на примере деревообрабатывающего и металлорежущего оборудования, в частности токарного станка. Объясняется это несколькими причинами.

Работой на указанном оборудовании завершается изучение обработки древесины и металлов, которое проходит на протяжении всего обучения в мастерских; таким образом достигается ознакомление с технологией и техникой производства. Кроме того, как показал специальный анализ, в токарном станке более полно, чем в какой-либо другой машине, представлены часто встречающиеся в практике детали и механизмы, что позволяет формировать у учащихся такие важные понятия машиноведения, как "деталь", "механизм". На примере токарного станка очень удобно сформировать представление о том, что в конструкции различных по своему назначению и устройству машин может содержаться много общих узлов и деталей. Благодаря этому возможно сравнение токарного станка с другими машинами и выявление общих элементов в их конструкции.

Токарный станок вполне приемлем для изучения школьниками с точки зрения санитарно-гигиенических условий. Существующие типоразмеры станков позволяют подобрать такие из них, которые требуют затрат мускульной энергии, соответствующих физическому развитию учащихся. Токарный станок сравнительно недорог и весьма распространен, что дает основание рассчитывать на помощь в оснащении школьных мастерских шефствующими предприятиями.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с типовыми деталями на примере токарного станка (валы, подшипники, шкивы, шестерни, крепежные детали и др.) и видами их соединений (подвижными и неподвижными, разъемными и неразъемными). Кроме того, рассматриваются некоторые наиболее распространенные механизмы передачи вращательного движения (ременные, фрикционные, цепные, зубчатые, червячные) и механизмы преобразования движения (винтовые, реечные, кривошипно-шатунные). Знания о деталях и механизмах закрепляются в процессе практических работ по разборке и сборке частей станка.

На базе металлорежущих станков учащимся рассказывают о сложной машине, состоящей из двигателя, передаточных механизмов и рабочих органов. Вместе с тем учащиеся получают представление о том, что современные машины появились в результате эволюции простых орудий труда. Процесс развития прослеживают, начиная с ручных орудий. Однако программа нацеливает не только на ознакомление с прошлым машин, но и с их будущим. Будущее металлорежущих станков - в комплексной автоматизации технологических процессов. С элементами автоматизации и надо познакомить учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Традиционные формы работы с родителями
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают ...

Структурно-логическое содержание обучения - основа компьютерной технологии обучения
Для определения степени обучаемости студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знан ...

Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru