Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Современное образование » Проектирование модели процесса обучения учеников ДОУ при работе на токарном станке » Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Страница 2

Анализ данных таблицы № 1 показал, что на протяжении V-VII классов ученики изучают 5 разделов работ: "Технология работ в крестьянском хозяйстве", "Техника в крестьянском хозяйстве", "Электротехнические устройства в быту", "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения", "Творческий проект".

При этом бюджет времени для освоения раздела "Техники в крестьянском хозяйстве" увеличился на 2 часа по сравнению V-го класса с последующими классами, тогда как на изучение раздела "Электротехнические устройства в быту" в VI и VII классах отводится на 2 часа меньше, чем в V классе. В остальных разделах бюджет времени остается неизменным на протяжении всех трех классов.

Анализ данных таблицы также показал, что содержание обучения на этапе профильного трудового обучения является переходным этапом от общетрудового к углубленному трудовому или профессиональному обучению. В его основе лежит идея введения учащихся в один из профилей современного производства, нормы и правила трудовой деятельности по основным профессиям такого профиля.

Внутриэтапную преемственность имеют только два раздела программы ("Графика" и "Творческий проект"), третий раздел "домашняя экономика" имеет внутриэтапную преемственность только за счет отдельных тем программы, которые продолжают свое развитие и углубление в IX классе.

Исходя из задач исследования, представляется необходимым проведение более подробного анализа содержания программы на предмет обучения токарно-винторезных станков.

Представление о машинах учащиеся получают главным образом на примере деревообрабатывающего и металлорежущего оборудования, в частности токарного станка. Объясняется это несколькими причинами.

Работой на указанном оборудовании завершается изучение обработки древесины и металлов, которое проходит на протяжении всего обучения в мастерских; таким образом достигается ознакомление с технологией и техникой производства. Кроме того, как показал специальный анализ, в токарном станке более полно, чем в какой-либо другой машине, представлены часто встречающиеся в практике детали и механизмы, что позволяет формировать у учащихся такие важные понятия машиноведения, как "деталь", "механизм". На примере токарного станка очень удобно сформировать представление о том, что в конструкции различных по своему назначению и устройству машин может содержаться много общих узлов и деталей. Благодаря этому возможно сравнение токарного станка с другими машинами и выявление общих элементов в их конструкции.

Токарный станок вполне приемлем для изучения школьниками с точки зрения санитарно-гигиенических условий. Существующие типоразмеры станков позволяют подобрать такие из них, которые требуют затрат мускульной энергии, соответствующих физическому развитию учащихся. Токарный станок сравнительно недорог и весьма распространен, что дает основание рассчитывать на помощь в оснащении школьных мастерских шефствующими предприятиями.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с типовыми деталями на примере токарного станка (валы, подшипники, шкивы, шестерни, крепежные детали и др.) и видами их соединений (подвижными и неподвижными, разъемными и неразъемными). Кроме того, рассматриваются некоторые наиболее распространенные механизмы передачи вращательного движения (ременные, фрикционные, цепные, зубчатые, червячные) и механизмы преобразования движения (винтовые, реечные, кривошипно-шатунные). Знания о деталях и механизмах закрепляются в процессе практических работ по разборке и сборке частей станка.

На базе металлорежущих станков учащимся рассказывают о сложной машине, состоящей из двигателя, передаточных механизмов и рабочих органов. Вместе с тем учащиеся получают представление о том, что современные машины появились в результате эволюции простых орудий труда. Процесс развития прослеживают, начиная с ручных орудий. Однако программа нацеливает не только на ознакомление с прошлым машин, но и с их будущим. Будущее металлорежущих станков - в комплексной автоматизации технологических процессов. С элементами автоматизации и надо познакомить учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована ...

Примеры ролевых игр
Игра “Коммивояжер” Дети всегда готовы играть и с нетерпением ждут объявления правил игры. Предлагаю им образовать фирмы, разбившись на группы по 3—4 человека. Все фирмы получают одно и тоже задание на программирование. Даже если учащиеся научились только составлять алгоритмы и записывать их на алго ...

Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческог ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru