Диагностика коммуникативных умений у младших школьников

Страница 1

С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) в начале эксперимента мы провели тестирование коммуникативных качеств учащихся данных классов. Нами использованы «Анкета – вопросник для родителей» (Приложение 1) и «Анкета для учащихся» (Приложение 2).

Цель первого этапа: выявить коммуникативные способности учащихся 2-го класса.

По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях детей. (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития коммуникативных способностей

Высокий

Выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

5 чел. (25%)

3 чел. (15%)

6 чел. (30%)

4 чел. (20%)

2 чел. (20%)

Таким образом, проведя опрос родителей в начале года, мы получили следующие результаты. Учащиеся, у которых высокий уровень развития коммуникативных способностей, – 5 человек, выше среднего – 3, средний – 6 человек, ниже среднего – 4 человека, низкий – 2 человека.

Ответы на вопросы «Анкеты для детей» могут дать много полезной информации об учащемся, которой педагог может воспользоваться для постановки более точного диагноза о коммуникативных проблемах, характерных для данного ребенка, и для принятия решения о путях и способах устранения этих проблем.

Анализ анкет учащихся показал, что 5 человек имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 4 – выше среднего, 5 – средний уровень, ниже среднего – 4, низкий уровень – 2 человека. (Таблица 2).

Таблица 2

Уровни развития коммуникативных способностей

Высокий

Выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

5 чел. (25%)

4 чел. (20%)

5 чел. (25%)

4 чел. (20%)

2 чел. (20%)

Таким образом, перед нами встала проблема развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.

На втором этапе нашего исследования (формирующий эксперимент), получив путем наблюдения, опроса, анкетирования необходимую информацию о развитии коммуникативных способностей у детей, мы поставили цель: разработать программу по психолого-педагогической коррекции недостатков.

Цель третьего этапа нашего исследования (контрольный эксперимент): провести повторное тестирование коммуникативных склонностей учащихся и сравнить результаты исследований.

В повторном исследовании получили следующие результаты: 6 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 5 – выше среднего, 6 – средний уровень, ниже среднего –3; детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей, не оказалось. (Таблица 3).

Таблица 3 Уровни развития коммуникативных способностей

Высокий

Выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

6 чел. (30%)

5 чел. (25%)

6 чел. (30%)

3 чел. (15%)

Страницы: 1 2


Читайте также:

Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (А.А. Лобанов). Информационная функция заключается в передаче через общение опреде ...

Учебные функции ролевых игр
А теперь давайте рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других основных характеристик. В условиях обучения ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в опр ...

Влияние творческих занятий по предмету «Человек и мир» на развитие младших школьников
Курс «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников «Именно в начальной школе нужно воспитывать у детей не потребительские отношения к окружающему миру, а партнерские, которые дают возможность гармонического сосуществования челов ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru