С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) в начале эксперимента мы провели тестирование коммуникативных качеств учащихся данных классов. Нами использованы «Анкета – вопросник для родителей» (Приложение 1) и «Анкета для учащихся» (Приложение 2).
Цель первого этапа: выявить коммуникативные способности учащихся 2-го класса.
По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях детей. (Таблица 1).
Таблица 1
|
Уровни развития коммуникативных способностей | ||||
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
5 чел. (25%) |
3 чел. (15%) |
6 чел. (30%) |
4 чел. (20%) |
2 чел. (20%) |
Таким образом, проведя опрос родителей в начале года, мы получили следующие результаты. Учащиеся, у которых высокий уровень развития коммуникативных способностей, – 5 человек, выше среднего – 3, средний – 6 человек, ниже среднего – 4 человека, низкий – 2 человека.
Ответы на вопросы «Анкеты для детей» могут дать много полезной информации об учащемся, которой педагог может воспользоваться для постановки более точного диагноза о коммуникативных проблемах, характерных для данного ребенка, и для принятия решения о путях и способах устранения этих проблем.
Анализ анкет учащихся показал, что 5 человек имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 4 – выше среднего, 5 – средний уровень, ниже среднего – 4, низкий уровень – 2 человека. (Таблица 2).
Таблица 2
|
Уровни развития коммуникативных способностей | ||||
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
5 чел. (25%) |
4 чел. (20%) |
5 чел. (25%) |
4 чел. (20%) |
2 чел. (20%) |
Таким образом, перед нами встала проблема развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.
На втором этапе нашего исследования (формирующий эксперимент), получив путем наблюдения, опроса, анкетирования необходимую информацию о развитии коммуникативных способностей у детей, мы поставили цель: разработать программу по психолого-педагогической коррекции недостатков.
Цель третьего этапа нашего исследования (контрольный эксперимент): провести повторное тестирование коммуникативных склонностей учащихся и сравнить результаты исследований.
В повторном исследовании получили следующие результаты: 6 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 5 – выше среднего, 6 – средний уровень, ниже среднего –3; детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей, не оказалось. (Таблица 3).
Таблица 3 Уровни развития коммуникативных способностей
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
6 чел. (30%) |
5 чел. (25%) |
6 чел. (30%) |
3 чел. (15%) |
– |
Читайте также:
Диагностика уровня развития патриотизма у старших
дошкольников
Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК. С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственног ...
Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умств ...
Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: - предварительный, - текущий, - итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения. Назначение предварительного контрол ...