С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) в начале эксперимента мы провели тестирование коммуникативных качеств учащихся данных классов. Нами использованы «Анкета – вопросник для родителей» (Приложение 1) и «Анкета для учащихся» (Приложение 2).
Цель первого этапа: выявить коммуникативные способности учащихся 2-го класса.
По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях детей. (Таблица 1).
Таблица 1
|
Уровни развития коммуникативных способностей | ||||
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
5 чел. (25%) |
3 чел. (15%) |
6 чел. (30%) |
4 чел. (20%) |
2 чел. (20%) |
Таким образом, проведя опрос родителей в начале года, мы получили следующие результаты. Учащиеся, у которых высокий уровень развития коммуникативных способностей, – 5 человек, выше среднего – 3, средний – 6 человек, ниже среднего – 4 человека, низкий – 2 человека.
Ответы на вопросы «Анкеты для детей» могут дать много полезной информации об учащемся, которой педагог может воспользоваться для постановки более точного диагноза о коммуникативных проблемах, характерных для данного ребенка, и для принятия решения о путях и способах устранения этих проблем.
Анализ анкет учащихся показал, что 5 человек имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 4 – выше среднего, 5 – средний уровень, ниже среднего – 4, низкий уровень – 2 человека. (Таблица 2).
Таблица 2
|
Уровни развития коммуникативных способностей | ||||
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
5 чел. (25%) |
4 чел. (20%) |
5 чел. (25%) |
4 чел. (20%) |
2 чел. (20%) |
Таким образом, перед нами встала проблема развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.
На втором этапе нашего исследования (формирующий эксперимент), получив путем наблюдения, опроса, анкетирования необходимую информацию о развитии коммуникативных способностей у детей, мы поставили цель: разработать программу по психолого-педагогической коррекции недостатков.
Цель третьего этапа нашего исследования (контрольный эксперимент): провести повторное тестирование коммуникативных склонностей учащихся и сравнить результаты исследований.
В повторном исследовании получили следующие результаты: 6 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 5 – выше среднего, 6 – средний уровень, ниже среднего –3; детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей, не оказалось. (Таблица 3).
Таблица 3 Уровни развития коммуникативных способностей
|
Высокий |
Выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
6 чел. (30%) |
5 чел. (25%) |
6 чел. (30%) |
3 чел. (15%) |
– |
Читайте также:
Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и
"Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...
Изучение организационных документов
учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее именуется - Университет) образовано в результате переименования Дальневосточной государственной морской академии адмирала Г.И. Не ...
Цели и содержание обучения
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос, для чего учить. Форму ...