Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество – коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.

Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика – о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета – об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников»

Объект

– учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет

– средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Цель:

Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Задачи:

1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;

2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников;

4) выявить средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Методы исследований:

теоретические (

анализ педагогической литературы, синтез, обобщение);

– эмпирические (тесты, анкетирование).

База исследования.

Волгоградская область, г. Михайловка, МОУ СШ №2 учащиеся 2 – го класса.

Структура работы.

Состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.


Читайте также:

Организация и методы исследования
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Основные формы проведения досуга младших школьников
досуг младший дошкольник Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавше ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru