Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников

Современное образование » Изучение многозначных слов в начальной школе » Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников

Страница 2

Таким образом, переформулируя приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность — это активный, целе­направленный процесс создания и восприятия высказываний, осу­ществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Традиционно понятие «развитие речи», в частности развитие связной речи, всегда предполагало преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность — это дву­сторонний процесс (см. рис.). Следовательно, нужно также целе­направленно учить детей и воспринимать высказывания, т. е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адреса­та, учить меняться ролями.

Кроме того, при обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание потому, что таково задание учителя, собственно коммуникативного же мотива у него нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осо­знания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обра­щается с речью) — обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают. Прав психолог Н. И. Жинкин, который, характеризуя распро­страненные виды школьных упражнений в связной речи, писал: «Повторение отрезка речи в целях упражнения для формиро­вания какого-либо навыка или усвоения знаний снимает коммуни­кативную функцию речи. Речь становится искусственной и бес­цельной .»[4,103] Вот первые методические оценки, которые возникают при са­мом поверхностном сопоставлении организации работы над детс­кими высказываниями, принятой в школе, с естественной рече­вой деятельностью людей. Для того чтобы наметить пути совер­шенствования работы по развитию речи школьников, необходимо дать более основательную характеристику речевой деятельности.

Как уже было сказано, «предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» (А. Н. Леонтьев). В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще все­го выступает коммуникативная или коммуникативно-познава­тельная потребность — стремление, вступив в общение с другим человеком (с собеседником, находящимся рядом или в отдале­нии — тогда с помощью письма или телефона; с автором газет­ной публикации или справочника через его материал; с писателем через его книгу; с поэтом через его стихи и т. д.), что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение подобной потребности и побуждает человека на­чать что-то рассказывать или спрашивать, объяснять или дока­зывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьни­ков состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естествен­ную речевую деятельность детей. Понятно, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. .Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, что­бы у учащихся возникла потребность в коммуникации .»[4,105]

Таким образом, первый методический вывод, который вытекает из психологической характеристики речевой деятельности, состоит в следующем: Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприя­тие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникно­вение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Занимательный материал по басням
Путешествие в Страну Книги Часть 1 Учитель читает детям следующее сообщение: В каждом тексте рассказывается о том, что случается с разными героями, описываются какие-то события. Взрослые называют это описание фабулой. Но писатель сочиняет рассказ или стихотворение не просто для того, чтобы перечисл ...

Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» почти в течение столетия входит в программу обучения школьников. В настоящее время в школах с русским языком обучения в Кыргызской Республике повесть «Капитанская дочка» изучается по учебнику для восьмого класса Г.И. Беленького, который первоначально был изд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru