Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников

Современное образование » Изучение многозначных слов в начальной школе » Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников

Страница 2

Таким образом, переформулируя приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность — это активный, целе­направленный процесс создания и восприятия высказываний, осу­ществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Традиционно понятие «развитие речи», в частности развитие связной речи, всегда предполагало преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность — это дву­сторонний процесс (см. рис.). Следовательно, нужно также целе­направленно учить детей и воспринимать высказывания, т. е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адреса­та, учить меняться ролями.

Кроме того, при обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание потому, что таково задание учителя, собственно коммуникативного же мотива у него нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осо­знания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обра­щается с речью) — обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают. Прав психолог Н. И. Жинкин, который, характеризуя распро­страненные виды школьных упражнений в связной речи, писал: «Повторение отрезка речи в целях упражнения для формиро­вания какого-либо навыка или усвоения знаний снимает коммуни­кативную функцию речи. Речь становится искусственной и бес­цельной .»[4,103] Вот первые методические оценки, которые возникают при са­мом поверхностном сопоставлении организации работы над детс­кими высказываниями, принятой в школе, с естественной рече­вой деятельностью людей. Для того чтобы наметить пути совер­шенствования работы по развитию речи школьников, необходимо дать более основательную характеристику речевой деятельности.

Как уже было сказано, «предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» (А. Н. Леонтьев). В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще все­го выступает коммуникативная или коммуникативно-познава­тельная потребность — стремление, вступив в общение с другим человеком (с собеседником, находящимся рядом или в отдале­нии — тогда с помощью письма или телефона; с автором газет­ной публикации или справочника через его материал; с писателем через его книгу; с поэтом через его стихи и т. д.), что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение подобной потребности и побуждает человека на­чать что-то рассказывать или спрашивать, объяснять или дока­зывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьни­ков состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естествен­ную речевую деятельность детей. Понятно, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. .Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, что­бы у учащихся возникла потребность в коммуникации .»[4,105]

Таким образом, первый методический вывод, который вытекает из психологической характеристики речевой деятельности, состоит в следующем: Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприя­тие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникно­вение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры
Трудно переоценить значение внимания для эффективности занятий физическими упражнениями. Ничто не может быть воспринято и усвоено без сосредоточения психической деятельности – без внимания. На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произ ...

Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников
Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литератур ...

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru