Качество знаний и его основные параметры

Современное образование » Основные параметры качества знаний по химии » Качество знаний и его основные параметры

В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки.

Под качеством знаний понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательного процесса, в котором воплощается социальный заказ общества. В условиях перехода на новую философию образования - личностную (эффективно-эмоционально-волевую) под качеством образования так же понимается и социальное развитие ученика (взаимодействие его со всеми аспектами социального окружения). Поэтому возникает новая задача перед школьной практикой поиска обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки учащихся. Основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого являются знания и умения. Сделав контент-анализ первоисточников по данной проблеме (Т. Давыденко, Л. Зорина, И. Лернер, В Полонский, И. Ильясов, Д. Эльконин, В. Талызина и др.), можно утверждать, что под знанием понимается результат духовной и практической деятельности людей, выраженной в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий. А под качеством знаний мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников, которые подразделяются на три основные группы качеств:

- системность знаний, как интегративное качество, являющееся результатом взаимодействия, осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности;

- действенность знаний, характеризующаяся их мобильностью, проявляющаяся в умении применять знания при решении учебных и практических задач, а также задач жизненного характера, которая характеризуется их осознанной полнотой, умением применять в новых условиях; - прочность знаний, то есть сохранение их в памяти, зависящая от действенности и их осознанности.

Взаимосвязь действенности, прочности и системности обеспечивает полноценность знаний учащихся. Наличие таких знаний у школьников по биологии позволяет им ориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности, изменять ее план, с выходом на новые цели и средства, высказывать оценочные суждения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что критериями качества знаний являются:

1. Соотнесение уровней сформированности у школьников системы качеств знаний с исполнительскими действиями;

2. Оценка совпадения реального хода этих действий и их результатов с заданными;

3. Внесение корректив в соответствии с образцами в случае расхождения.


Читайте также:

Опытное обучение лексическому аспекту английского языка на основе семантико-синтаксического подхода в 7 классе и анализ его результатов
Опытное обучение (ОО) школьников средней ступени лексическому аспекту ИЯ проводилось в гимназии № 47 г. Уфа. Продолжительность ОО составила 2 недели. В нем приняли участие 14 человек, которые обучались по программе для средних общеобразовательных школ. Эксперимент проводился в несколько этапов: 1) ...

Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 2010-2011г.Хилок Забайкальский край. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, ...

Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наи ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru