Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний

Современное образование » Основные параметры качества знаний по химии » Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний

Страница 2

Нетрудно заметить, что это задание легко можно представить и в тестовой форме.

В старшей школе в качестве рубежного контроля может служить экзамен по курсу органической или общей химии, проводимый по билетам или тестам в профильных классах.

Итоговый контроль заканчивается оценкой знаний по всему курсу. Например, экзамен по химии за курс основной школы, который проводится как в традиционной форме по билетам, так и в такой новой экспериментальной форме, как мини-ЕГЭ. В старшей школе итоговым контролем является выпускной экзамен по химии, который с 2009 г. будет проводиться только в режиме ЕГЭ.

По субъекту и объекту, выполняющему контроль, можно выделить следующие его виды: программированный, взаимный, самоконтроль.

Программированный контроль. Например, заданием, которое может быть заложено в контролирующую программу, является задание по теме «Соединения химических элементов. Кристаллические решетки» (8-й класс) (табл. 1):

Таблица 1

Варианты заданий по теме «Соединения химических элементов. Кристаллические решетки» (8-й класс)

Вариант 1 HF

Вариант 2 Cl2

Вариант 3 NaBr

Вариант 4 CH4

Вариант 5 KNO3

Вариант 6 KF

Вариант 7 CaO

Вариант 8 Li2O

Вариант 9 NaNO3

Вариант 10 Li2SO4

Вариант 11 Mg

Вариант 12 Br2

Вариант 13 SCl2

Вариант 14 N2

Вариант 15 Ca

Вариант 16 NH3

Вариант 17 H2

Вариант 18 CO2

Вариант 19 CaBr2

Вариант 20 Ca3N2

Вариант 21 I2

Вариант 22 Al

Вариант 23 H2S

Вариант 24 H2O

Вариант 25 BaO

«Проведите анализ формулы соединения по следующему плану:

1) тип кристаллической решетки;

2) частицы узлов кристаллической решетки;

3) тип химической связи в веществе;

4) физические свойства вещества;

5) масса вещества количеством 1,5 моль;

6) число атомов, образующих данное количество вещества».

В недалеком советском прошлом учителя проводили такой программированный контроль безмашинным способом. Современные компьютерные технологии позволяют не только быстро и эффективно организовать одну и ту же систему заданий, но и регулировать порядок контроля: от жестко заданного преподавателем до автоматического компьютерного управления и даже управления порядком контроля по выбору учащегося.

Взаимный контроль. Проводится учащимися при работе в парах или группах. Он эффективен не только при выполнении теоретических, но также и экспериментальных заданий по химии. Например, два задания экспериментального характера: «Опытным путем докажите качественный состав хлорида бария (для одного ученика пары) и сульфата аммония (для другого)».

Самоконтроль осуществляется конкретным учеником при подготовке домашнего задания по учебнику в соответствии с вопросами и заданиями к параграфу (текущий самоконтроль), вопросами и заданиями к зачету или семинару (тематический самоконтроль), с содержанием билетов или тестовых заданий к экзамену (рубежный и итоговый самоконтроль).

Различают следующие формы контроля: устная, письменная, практическая.

Устный контроль знаний в работе учителя – основной способ учета результатов развивающего обучения. При устном контроле знаний есть возможность проверить весь изученный материал по теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогает развивать коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умение вести диалог в ходе бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать и доказывать гипотезы при проблемном построении урока химии, общаться между собой и с учителем).

Устный контроль знаний применяется в зависимости от цели и типа урока: в его начале – перед изучением нового материала, в конце урока или его этапа – с целью контроля и одновременного повторения и закрепления пройденного. Очень эффективен устный опрос, проводимый в форме беседы при изучении нового материала с целью выяснения связи темы урока с ранее изученными. Не менее эффективен устный опрос на уроках повторения и обобщения, при подготовке к контрольной работе или зачету. В этом случае рационально заранее сформулировать вопросы, по которым будет проводиться опрос.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методические разработки по теме "непредельные углеводороды"
Обобщить и систематизировать знания по теме, осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов, создать на уроке атмосферу поиска и успешности. Задачи: Обучающие: Проверить глубину, прочность и осознанность полученных знаний об алкенах. Повторить строение, изомерию и номенклатуру ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru