Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Страница 3

Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении жи­вописи или музыки и т. д.

Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и мо­жет пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут от­рывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-гу­бернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о траге­дии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анали­зом отдельных сцен сделает учитель.

В 10 классе одним ученикам будет посилен пересказ одной-двух глав из книги В. Шкловского «Лев Толстой» (ЖЗЛ.—М., 1967), другим—доклад о повести «Детство», третьим—рассказ о сценической истории пьес Островского или Чехова.

Одиннадцатиклассник в состоянии сделать самостоятельный анализ произведения современного писателя в обзоре или подготовить доклад о творчестве одного из поэтов, и тогда целый урок о современной поэзии будет состоять из нескольких ученических сообщений, со­провождаемых выразительным чтением избранных стихов. Такой урок представляет собой лекцию, только прочитанную ребятами.

Нередко ученические сообщения создают лишь видимость ак­тивности: переписанные из критической работы чужие мысли, не­выразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения кри­тика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации док­ладчикам до и во время работы над докладом. Привлечение асси­стентов-лекторов—прием чрезвычайно ценный, у опытных учите­лей он дает хороший эффект. Чтобы сообщаемый учеником ма­териал воспринимался не менее серьезно, чем привычно-автори­тетное слово учителя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т. д.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначае ...

Степень удовлетворенности родителей результатами работы педагогов Дворца Творчества Юных
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и госуд ...

Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников
Констатирующее исследование стилей педагогического общения тесно связано с формирующими процессами, проводимыми на диагностической основе. В исследовательской работе использовались следующие методы: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике. Наблюдение за ходом урока. ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru