Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обу­чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны­ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих­ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в бе­седу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как по­нят материал, как формируются знания и умения учащихся, ка­кова их эмоциональная реакция. При систематическом примене­нии различных видов устных и письменных самостоятельных ра­бот в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.

Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке, стержень которого составляет лекция учителя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособ­ность ребят в течение всего урока.

Так, лекция не только сопровождается выступлениями отдель­ных учеников, моментами самостоятельной работы класса, но бу­дет понята, записана, изложена своими словами каждым, а ре­зультат работы обсужден в классе. Каждый сможет увидеть, что в его работе верно, а что неточно, и исправить запись.

Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учи­теля с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элемент та ми беседы.

Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учени­ков, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкрет­ные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя — добиться, чтобы вопросы, об­ращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе дви­жения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.

Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во вре­мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин­ном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться по­нимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллю­стрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопрос и др. Не будем пренебрегать и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощен в сло­ве. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после бе­седы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысли­ваются в пересказе, который, кстати, может быть вполне творче­ской работой (включать выбранные учащимися положения из

учебника, справочной литературы, самостоятельно проанализиро­ванные отрывки или произведения, о которых не говорилось на уро­ке, и т. д.).


Читайте также:

Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в эксп ...

Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...

Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы: Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами, Пополнили школьную медиатеку. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников обра ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru