Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обу­чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны­ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих­ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в бе­седу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как по­нят материал, как формируются знания и умения учащихся, ка­кова их эмоциональная реакция. При систематическом примене­нии различных видов устных и письменных самостоятельных ра­бот в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.

Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке, стержень которого составляет лекция учителя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособ­ность ребят в течение всего урока.

Так, лекция не только сопровождается выступлениями отдель­ных учеников, моментами самостоятельной работы класса, но бу­дет понята, записана, изложена своими словами каждым, а ре­зультат работы обсужден в классе. Каждый сможет увидеть, что в его работе верно, а что неточно, и исправить запись.

Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учи­теля с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элемент та ми беседы.

Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учени­ков, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкрет­ные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя — добиться, чтобы вопросы, об­ращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе дви­жения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.

Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во вре­мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин­ном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться по­нимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллю­стрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопрос и др. Не будем пренебрегать и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощен в сло­ве. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после бе­седы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысли­ваются в пересказе, который, кстати, может быть вполне творче­ской работой (включать выбранные учащимися положения из

учебника, справочной литературы, самостоятельно проанализиро­ванные отрывки или произведения, о которых не говорилось на уро­ке, и т. д.).


Читайте также:

Обучение лексическому аспекту в соответствии с семантико-синтаксическим подходом
В современной науке утвердился системный подход к рассмотрению различных объектов. Система (от греч. зузгеша - целое, составленное из частей; соединение) представляет собой «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (БЭС 199 ...

Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...

Философские и экономические проблемы информатизации общества
Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Понятие «информационное общество» появилось во втор ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru