Лекция на разных этапах изучения произведения

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Лекция на разных этапах изучения произведения

Страница 4

Главная трудность чтения лекции на теоретико-литературную тему состоит в том, что само по себе понятие обычно не вызывает заинтересованности школьников. Надо найти способ приблизить материал к их сознанию. Это можно сделать, лишь превратив по­нятие в проблему, которая важна для ребят, надо найти в нем нечто такое, что отвечало бы размышлениям учеников о жизни, об

искусстве, о человеке.

Другая трудность: теория литературы нужна в школе не сама ради себя, а в качестве инструмента понимания произведений. Связать теоретическое понятие с изучаемыми произведениями, по­казать школьникам, что оно необходимо для понимания данного произведения, и научить ребят самостоятельно пользоваться им,рассуждая о самостоятельно прочитанном,— важнейшая задача учителя на такой лекции.

Так, характеристика литературных направлений и методов, ро­дов и жанров литературы необходима для восприятия современ­ным читателем литературы другой эпохи, другой национальной культуры; для того чтобы научить видеть множественность худо­жественных подходов к изображению действительности, узнавать правду в различных обликах.

Понятия, связанные с проблемой отражения действительности в литературе (социальная обусловленность творчества, классо­вость, народность, партийность искусства, мировоззрение писате­ля и др.), важны и как действенные мировоззренческие катего­рии, и для понимания специфики художественного творчества, эстетического восприятия произведений искусства.

Очень важны также понятия, помогающие прочесть произве­дение в его идейно-художественном единстве (тема, идея, литера­турный герой, сюжет, композиция и т. д.).

У лекций по этим трем циклам проблем есть своя специфика. Так, обычно понятия третьего цикла рассматриваются индуктивно, например после ряда наблюдений над текстом делается понятным, что такое сравнение или эпитет, а после знакомства с рядом тро­пов дается понятие об изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения.

У лекций на теоретико-литературную тему много общего. Все они строятся на основе логического развертывания понятия, здесь широко могут быть использованы достижения методики изучения других предметов, например опорные сигналы. И всегда лекция по теоретической проблеме должна быть насыщена живым мате­риалом художественных произведений, открывать в тексте новое, учить самостоятельно читать и понимать литературу. Освоение понятия происходит тогда, только в том случае, если школьник научится осуществлять перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

Страницы: 1 2 3 4 


Читайте также:

Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми
Целью экспериментальной работы на данном этапе исследования явилось формирование общения слабослышащих детей, посещающих занятия в Центре, во внеурочной деятельности. Для достижения указанной цели были поставлены задачи: определение содержания работы по формированию диалогической речи слабослышащих ...

Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения
Научное рассмотрение появившихся в прошлом столетии и распространяющихся по сей день новых информационных технологий и проблемы их практического применения в различных сферах, в том числе, в сфере образования, началось в конце XX века – вследствие, собственно, рождения этих технологий. Бурное распр ...

Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования
Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна при ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru