Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Страница 2

О сколько-либо развитой интеллектуальной культуре на относительно ранних ступенях развития человечества говорить не приходится. С появлением и развитием языка как материального носителя знания, по-видимому, можно говорить только о ее зарождении. Но и тогда она была «непосредственно вплетена в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни».

Вместе с развитием человечества, вместе с ростом общественного (научно-технического) прогресса интеллектуальная культура развивалась, приобретала конкретные очертания. Зарождение новых форм интеллектуальной культуры не означало разрыва в ее развитии, уничтожения прежних форм, отказа от культурного наследия. Каждый последующий этап развития вбирал в себя лучшее, проверенное практикой, жизнью.

B.C. Библер считает, что «античный образ мысли выступает как образ культуры» [7, с. 295]. Развитые в античные времена приемы рассуждения – апории, майевтика, диалог и софизмы – многое дали для совершенствования интеллектуальной культуры. Общей их чертой является постановка и решение проблем. Таковы, например, апории (от греч. aporia – затруднение) – трудноразрешимые проблемы, связанные с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Восходят они к древнегреческому философу Зенону Элейскому, которого Аристотель считал создателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Известные апории Зенона «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» не утратили своего значения и для современной науки. Сократический метод, или майевтика, привлекает внимание современных специалистов по педагогической психологии и философии. Сократ считал, что если нельзя научить чему-то самому, то надо во время беседы ставить всё новые и новые вопросы, побуждая других находить истину. Диалог получил своё развитие в трудах Платона. Он тоже видел возможность разрешения проблемы путём развития диалога.

Дальнейшее развитие диалогический метод получил в трудах великого ученика Платона Аристотеля, который считается создателем научного мышления. Заслуга мыслителей античности, как подчеркивает Ф. Клике, «в создании мыслительного инструментария поразительной обобщающей мощности, с помощью которого можно было приступать к изучению глубинной структуры наблюдаемых феноменов, как природных, так и культурно-исторических. Познавательная деятельность человека приобрела при этом новую направленность, связанную со стремлением к открытию возможно более универсальных законов».

Мысля, человек проделывает ряд операций: определяет, обобщает, преобразует суждения, делает выводы – все то, что составляет предмет формальной логики, которую считали в античные времена единственной дисциплиной призванной изучать законы мышления. А.Н. Леонтьев комментировал это следующим образом: «Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, то может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, иначе говоря, будто формальная логика является единственной наукой о мышлении, и ее законы суть единственные его законы» [17, с. 89]. Но существует иной, своеобразный вид мышления – нешаблонный, который является более творческим способом использования разума, где логика не управляет, а обслуживает его. Именно он лежит в основе интеллектуальной культуры.

Чем выше степень присутствия в интеллекте научного знания, отражающего наиболее общие законы, тем выше уровень интеллектуальной культуры. Если быть более точным, то такое знание дает методология.

Методологическая культура, аккумулированная в законах диалектики, в философской методологии составляет сердцевину интеллектуальной культуры. Само методологическое знание не решает содержательных научных задач, и основной его функцией является формирование культуры мышления, а, кроме того, оно организует само знание как целое.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...

Планы-конспекты уроков по разделу «Вязание на спицах», 8 класс
План-конспект №1. Тема: “Изготовление детской шапочки”. Цели: Образовательная: познакомить учениц с разновидностями плотного вязания, начать выполнение детской шапочки. Воспитательная: воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность. Развивающая: развивать эстетическое восприятие. Оборудование и ма ...

Самостоятельная организация деятельности детей во второй половине дня
Вторую половину дня я начала с подъема детей с кроватей, мы сделали с детьми зарядку, дети умылись, затем начали одеваться, я расчесывала и заплетала девочек, назначила двоих детей дежурными, они под присмотром помощника воспитателя сервировали стол. После чего все дети сели кушать я и помощник вос ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru