Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Страница 3

Что же касается общенаучных концепций, то их роль также достаточно велика в формировании интеллектуальной культуры. Они направлены на выделение общих черт, закономерностей научного познания. К таким концепциям можно отнести концепцию ноосферы В.И. Вернадского, принцип системности, принцип дополнительности Н. Бора, возникший как физический принцип, но вскоре приобретший статус фундаментального общенаучного и гносеологического. Методологическое знание, культура методологической деятельности, включающая в себя осознание, формулирование и творческое решение задач, методологическую рефлексию, предполагает владение образцами этой деятельности, имеющимися в социальной памяти. Эти знания помогают выйти не только за рамки профессиональной деятельности, но и осуществить революционные преобразования в сфере приложения сил. Имена Коперника, Галилея, Лобачевского, Эйнштейна и др. пример такой революционной ломки старых рамок науки.

Существующая внутренняя связь методологического знания и интеллектуальной культуры хорошо прослеживается в творчестве талантливых людей, к которым с полным основанием можно отнести Л.С. Выготского. Он пришел в психологию будучи глубоко философски образованным; «внутренняя связь методологии и психологии составляет «нервный узел» всего творчества Л.С. Выготского». Он намного опередил свое время и, возможно, что многие его идеи «найдут более адекватную формулировку лишь с будущим развитием философии и методологии». Основа анализа методологических проблем научного исследования для Л.С. Выготского не умозрительные конструкции, а та кропотливая «молекулярная» работа со словом, понятием, научным фактом, которая так хорошо прослеживается в его исследованиях и, в частности, в работе «Исторический смысл психологического кризиса».

Говоря о методологической культуре нельзя не остановиться на методологической рефлексии, являющейся необходимым и определяющим компонентом творческого мышления индивида. В.В. Краевский считает, что «развитая методологическая рефлексия предполагает умение осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную деятельность других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества».

Тесно переплетается с философским знанием – знание гуманитарное. Его можно представить, как считают A.M. Коршунов и В.В. Мантатов, в виде «трех уровней»:

1. эмпирический уровень, где достигается единичное внешнее знание;

2. теоретический уровень, где достигается всеобщее знание (понимание ценностей);

3. метатеоретический уровень, где дается истолкование смысла явлений (на основании ценностей). Гуманитарное знание, по мнению М. Бахтина, выражает, прежде всего, смысловую направленность человеческого бытия и неотрывно от понимания. Точкой отсчета, началом знания является текст. «Мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах. В этом основное отличие наших (гуманитарных) дисциплин от естественных (о природе), хотя абсолютных, непроницаемых границ и здесь нет» [3, с. 259-260]. Гуманитарное же направление формирует в личности разносторонность интересов, умение взглянуть на предмет и проникнуть в его суть с различных точек зрения, формирует целостность взгляда, соединяет человеческие способности воедино, поэтому присутствие в интеллектуальной культуре гуманитарного знания также необходимо как и философского.

Проблема формирования интеллектуальной культуры нашла отражение в исследованиях формирования умственных действий П.Я. Гальперина [10], Н.Ф. Талызиной, в русле развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода в исследованиях В.В. Давыдова, И.С. Якиманской. Применительно к школьному возрасту, авторы рассматривали культуру интеллекта в плане развития теоретического мышления учащихся (В.В. Давыдов), развития индивидуальных познавательных возможностей и возможностей саморазвития (И.С. Якиманская). Способы познавательной деятельности в аспекте развития обучаемости как ансамбля интеллектуальных свойств изучались Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским, З.И. Калмыковой; развивающее влияние совместно-диалогической учебной деятельности – В.В. Рубцовым, Г.И. Цукерман.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Понятие интеллекта
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Согласно академику Н ...

Традиционные формы работы с родителями
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru