Современные информационные технологии в учебном процессе

Страница 1

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Основной вопрос компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самый эффективный, никакой реформы образования не получится. Компьютеризацию нужно рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собой начало новой эры - эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний [8, с.66].

Если взглянуть на историю с позиций педагогики, то в ней можно выявить свою периодизацию, не совпадающую с традиционной, т.е. социологической. По способу сохранения и передачи информации от поколения к поколению логичным и принципиально допустимым, на наш взгляд, было бы такое разделение:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, Учитель; он же несет на себе и моральную ответственность за передаваемые знания);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, однако в силу ее малой доступности по-прежнему необходим человек как распространитель и интерпретатор знаний; отсюда же возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека сохраняется в основном на низших ступенях обучения);

г) период безбумажных, электронных технологий и коммуникаций, свидетелями начала которого мы все являемся и осмысливать который нам предстоит [10, с.312].

Для каждого из названных периодов была сформирована и веками совершенствовалась своя технология работы с информацией. Возьмем хотя бы "книжный" период. Нельзя не признать, что в мире существует обширная литература по технологии работы с книгами, детально выделены и методически разработаны различные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания собственного справочного аппарата, правила библиографического поиска и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правилам работы с книжными источниками и ведению записей люди учатся на протяжении всего срока обучения, от школы до вуза. Совершенно очевидно, что появление принципиально новых материальных носителей информации должно повлечь за собой аналогичный процесс - разработку постоянно углубляющейся системы методик их использования в различных сферах жизни [11, с.85].

Любая методика работы с аппаратурой должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. В нашем случае крайне важно учитывать параметры не только уже имеющейся, но и, по возможности, техники завтрашнего дня. Тенденции развития компьютерной техники, просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что в ближайшее время развитие компьютеров будет происходить по традиционной схеме, т.е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основных подходах к его использованию коренных, принципиальных изменений не ожидается. Реально предвидимыми направлениями можно считать следующие:

1. Скачкообразное повышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Переход на принципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц и выше).

3. Последовательное увеличение емкости HD (75 Гб и выше).

4. Массовое распространение видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

5. Широкое распространение "голосовых" технологий (ввода текстов и управления работой компьютера с помощью голоса).

6. Резкое увеличение относительного количества портативных компьютеров.

7. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

8. Последовательное снижение цен на модели массового пользования.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особ ...

Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...

Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru