Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

Современное образование » Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации и экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности.

Высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинно свободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен к творческой работе.

Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у школьников и малым количеством разработок по использованию современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование современных информационных технологий как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования заключается в определении влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение посредством использования современных информационных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий.

3. Проверить эффективность условий использования современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования развития познавательного интереса школьников в трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других, концептуальные положения использования современных информационных технологий в учебном процессе С.О.Вишневской, использования компьютерных технологий в учебном процессе в работах Л.П.Владимировой, Л.А.Зайцевой, П.И.Образцова и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

Метод наблюдения, мониторинг, тестирование учащихся.

Методы качественного и количественного анализа.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №5 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А» класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.09.09 – 01.10.09) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.10.09 – 02.11.09) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.11.09 – 03.12.09) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования состоит в том, что использование современных информационных технологий в учебном процессе впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия использования современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований, приложений. Работа включает таблицы (4), иллюстрирована рисункам (3). Общий объем работы 53 страницы компьютерного текста.


Читайте также:

Содержание программы
Мир КрасЭйр – это мир путешествий, мир без границ. Детский лагерь «Аэродром перспектив» позволяет его участникам совершать такие путешествия, которые затем помогут им свободно ориентироваться и перемещаться в реальной жизни. Программа является уникальной разработкой, которая способна сочетать в себ ...

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Примеры ролевых игр
Игра “Коммивояжер” Дети всегда готовы играть и с нетерпением ждут объявления правил игры. Предлагаю им образовать фирмы, разбившись на группы по 3—4 человека. Все фирмы получают одно и тоже задание на программирование. Даже если учащиеся научились только составлять алгоритмы и записывать их на алго ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru