Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников

Страница 1

Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников.

2 этап – формирующий этап - организована работа по повышению познавательного интереса учащихся к учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:

1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

2. Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость).

3. Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).

При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.

Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

Низкий уровень – инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.

С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение 2).

Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу №1.

Таблица 1

Уровни развития познавательных интересов учащихся

Показатели познавательного интереса

Уровни познавательного интереса

Обращённость учащихся к объектам познания

Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс

Интеллектуальная активность

Низкий уровень.

46,5 %

Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.

47,8 %

Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.

37,7 %

Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.

33,4 %

Средний уровень.

33,5 %

Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).

36,1 %

Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.

31,9 %

Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.

40,4 %

Высокий уровень.

17,4 %

Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.

30,5 %

Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.

24,1 %

Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.

10,3 %

Страницы: 1 2


Читайте также:

Участники образовательного процесса
4.1 Участниками образовательного процесса в Доме детского творчества являются дети в возрасте преимущественно как правила до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). 4.2 При приеме детей педагоги знакомят обучающихся, родителей (законных представителей) с Уставом, Правил ...

Этапы формирования государственной политики развития образования в России
Образование в древней Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в ...

Особенности факультативных занятий и их цели
Требования, предъявляемые учебной программой, рассчитаны на среднеуспевающего ученика. Но уже в начальной школе выделяются ученики, как с трудом овладевающие обязательными результатами обучения, так и ученики, проявляющие повышенный интерес и способности к учёбе. Всё это приводит к необходимости ис ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru