Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

В настоящее время перед всей нашей системой образования, в том числе и перед школой остро стоит проблема повышения качества знаний. В связи с этим в педагогической науке и практике повысилось внимание к проблеме формирования познавательных интересов младших школьников.

Личность формируется в деятельности, поэтому в «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» уделяется серьезное внимание включению младших школьников в самые разнообразные виды практической деятельности. Согласно данной программе в задачи умственного воспитания входит: развитие познавательных мотивов, интересов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально - творческих способностей каждой личности, формирование стремления к обогащению современными знаниями [1].

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 указывается, что период младшего школьного возраста благоприятен для умственного развития ребенка. Поэтому основной задачей начальной школы является выявление и развитие интересов школьника, его индивидуальных способностей. Обучение и воспитание на этой ступени должно ориентироваться на формирование положительной мотивации к учебной деятельности [2].

Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личности, всецело определяя социальное становление человека, вместе с тем является принципиальным основанием для построения дела воспитания, практики формирования людей.

Особенно актуальной, проблема познавательного интереса стала в связи с реформированием системы образования с целью её дальнейшей демократизации и приоритета личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и молодежи.

В законе РК «Об образовании» говорится о том, что воспитание у младших школьников самостоятельности, инициативы, активности – требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность [3].

Задача формирования познавательного интереса учащихся в процессе изучения основ наук, в которых отражен обобщенный многовековой опыт человека, является одной из самых важных для современной школы. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук, сформировать познавательный интерес.

Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа и происхождение познавательного интереса, в каком порядке его следует формировать у детей, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченного познавательного интереса у всех учащихся.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные психологами и педагогами А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Ю. К. Бабанским, Г.И. Щукиной, К. Д. Ушинским, Н. А. Добролюбовым, А. Кунанбаевым, Ж. Аймауытовым и др.

Особая роль в разработке данной проблемы принадлежит Галине Ивановне Щукиной, которая основную часть своих работ посвятила изучению и обоснованию необходимости формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения. Исследования Г.И. Щукиной отличаются широким спектром подходов к проблеме познавательного интереса как педагогического явления: в них познавательный интерес выступает как дидактическая категория, важное личностное образование, фактор развития личности школьника. Такой целостный подход к педагогике познавательного интереса имеет в основе, прежде всего, раскрытие роли знания и процесса его переработки – познания в целенаправленном формировании интереса как ценного свойства личности [4].

«Интерес требует элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а центром познавательного интереса бывает познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности», - таков главный признак подлинно познавательного интереса, по мнению Г.И. Щукиной [5].

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Опираясь на опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников, к ним относятся:

- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

- определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;

- такая форма организации обучения, при которой ребенок ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления максимальной умственной активности;

- использование средств самостоятельной работы;

- развитие умения активно оперировать знаниями;

- при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;

- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.

Современные педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влечений во внутренний план личности, в её сознание, переживания, побуждения приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом обеспечили трансформацию внешних влечений во внутренние процессы.

Поэтому уже в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному использованию своих знаний для самообразования, воспитывать его внутренние побуждения расширять свой кругозор, что предполагает усиление целенаправленной работы школы по формированию познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности.

В педагогической деятельности существует ряд противоречий:

- недостаточная разработанность проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории педагогики;

- недостаточность научно – методического обеспечения;

- недостаточно сформированный уровень педагогического знания родителей младших школьников;

Выявленные противоречия обусловили проблему нашего исследования, которая заключается в определении эффективных путей формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Цель исследования: сформировать познавательный интерес младших школьников.

Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, была определена гипотеза исследования: формирование познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности младших школьников будет эффективным, если:

- оно будет осуществляться на научно – педагогической основе;

- будут выявлены педагогические условия формирования познавательного интереса;

- будут выявлены особенности и уровни формирования познавательного интереса;

- используется комплекс творческих заданий по литературному чтению;

- осуществляется мотивация младших школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников.

3. Проанализировать возможности учебной программы, учебников по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность формирования познавательного интереса младших школьников.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

3. Наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Методологической основой исследования являются базовые положения теории личности и ее развития в деятельности; теория целостного педагогического процесса; труды К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера.

Научная новизна исследования заключается:

- в раскрытии сущности и особенностей формирования познавательных интересов младших школьников в учебной и внеучебной деятельности;

- в выявлении педагогических условий, способствующих наиболее успешному формированию познавательных интересов младших школьников в учебной и внеучебной деятельности;

- в разработке комплекса творческих заданий по литературному чтению, которые будут способствовать формированию познавательного интереса младших школьников;

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала по проблеме формирования познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности

Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке комплекса творческих заданий по литературному чтению, который может быть использован в практической работе учителя.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе 3 «В» класса средней школы №1 города Костаная.

Организация опытно – экспериментальной работы состояла из 3 этапов:

На первом этапе (сентябрь – октябрь 2012 г.) осуществлялось изучение психолого – педагогической литературы, анализ и обработка теоретического материала; был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (ноябрь 2012 – март 2013 г.) – был проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (апрель 2013 г.) был проведен завершающий контрольный эксперимент.


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru