Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса.

Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению. В соответствии с целями и задачами эксперимента нами была разработана программа, включающая три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), каждый из которых отражал происходящие изменения и предполагал анализ их содержания. Реализация данной программы эксперимента предусматривала позитивные изменения ведущих характеристик познавательного интереса школьников.

Первым этапом экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента.

Целью данного эксперимента было выявить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в учебной внеучебной деятельности, а также на уроках литературного чтения. Констатирующий этап эксперимента был проведен в течение двух месяцев: сентября и октября 2012 года.

Второй этап исследования заключался в проведении формирующего эксперимента. Цель данного эксперимента сводилась к внедрению методики формирования познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности.

Завершающим этапом исследования было проведение контрольного эксперимента, где было проведено повторное диагностирование уровня сформированности познавательных интересов младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, а также был проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Наблюдение как метод педагогического исследования познавательного интереса сопутствовал всему процессу его изучения.

Ребутовская Е.Г. считает, что на разных этапах возрастного развития школьника познавательный интерес имеет определенную специфику. В младшем школьном возрасте интересы учащихся качественно не меняются: на протяжении почти всего этого периода познавательные интересы являются чисто эмпирическими и носят эпизодический характер. Во взаимодействии с учениками при проведении учебных занятий необходимо учитывать наличествующие у каждого из учеников уровни познавательного интереса, поскольку нет абсолютно одинаковых учеников[53].

Исходя из этого положения, нами были определены критерии выявления уровня сформированности познавательного интереса: познавательная активность, познавательная самостоятельность, интерес к внеучебной деятельности.

Каждый из критериев имеет свои характерные показатели, которые характеризуют проявление исследуемых качеств по данному критерию. Данные критерии представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели уровня сформированности познавательного интереса младших школьников

Критерии

Показатели

Познавательная активность

Интенсивность вопросов; концентрация внимания; сосредоточенность на вопросе; позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность в интеллектуальных достижениях; делится мнением с одноклассниками, учителем.

Познавательная самостоятельность

Интерес к выполнению деятельности; проявление инициативы и самостоятельности

в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания; обращение к дополнительной литературе.

Интерес к внеучебной деятельности

Интерес к данной деятельности; заинтересованность в процессе действий; привлекательность фактов и явлений; знакомится с дополнительной литературой; делится новыми впечатлениями с одноклассниками, товарищами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в ...

Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и ковариации
Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Величина называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает. Свойства мат ...

Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий
В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матри ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru