Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Страница 1

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Существует множество трактовок понятия «интерес»:

В справочнике психолого–педагогической литературы «интерес» трактуется как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал, единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека [6].

Щукина Г.И., Дусовицкий А.К., Байдельдинова Г.К., Рубинштейн С.Л. рассматривают «интерес» как качество личности, которое определяет направленность деятельности и поведения индивида [7].

По мнению Давыдова В.В. «интерес» - это внимание, возбуждаемое чем -нибудь значительным и привлекательным [8].

Хмель Н.Д., Морозова Н.Г., Ковалев А.Г. определяют «интерес» как активное эмоционально - познавательное отношение человека к миру [9].

Сложность и значимость этого явления можно объяснить тем, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ.

Проблема интереса нашла свое отражение в исследованиях высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой возникновения интереса является ориентировочный исследовательский рефлекс - рефлекс «Что такое?». По мнению великого физиолога, такой рефлекс является одним из фундаментальных. Следовательно, интерес представляет большую ценность и для самой личности, так как он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его существования и развития [10].

Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует её длительности и продуктивности.

Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личности, всецело определяя социальное становление человека, вместе с тем является принципиальным основанием для построения дела воспитания, практики формирования людей.

Сила познавательного интереса состоит в том, что являясь глубоко личностным образованием, он обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует её продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус.

Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [11].

Огромную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно, и далеко» [12].

И.Ф. Гербарт исследуя проблему интереса, сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию и самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта [13].

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [14].

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями [15].

В контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребенка к активной мысленной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребенка, - драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание - в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, - таковы наставления К.Д. Ушинского [16].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Организация образовательного процесса
3.1 Самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией. Обучение ведется на русском и татарском языках. 3.2 Образовательный процесс регламентируется учебным планом, разработанным и утвержденным ДДТ на основе примерных учебных планов и программ, курсов ...

Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...

Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru