Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 1

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

• формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

• развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

• формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно - познавательными текстами;

• воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов;

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Для разработки комплекса творческих заданий по формированию познавательного интереса младших школьников по литературному чтению, необходимо сделать анализ возможностей учебной программы и учебника по литературному чтению 3 класса.

Программа по литературному чтению 3 класса знакомит младших школьников с такими древними жанрами, как сказка, сказ, басня, былина, легенда, эпос, пословица. Поэтому именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе [37].

Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

Итогом третьего года обучения литературному чтению должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Авторами учебника «Литературное чтение» 3 класс являются В.К. Павленко, Т.К. Абенова. Год издания 2010, издательство: «Атамура» [38].

Цель учебника – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами, помочь понять, как рождается художественное произведение, выстроенное по особым литературным законам, подтолкнуть к размышлению о прочитанном.

Тщательный отбор текстового материала, оригинальная методика работы с ним нацеливает ребенка на самостоятельный поиск изобразительных средств, используемых для создания художественного образа. Способы работы с произведением, открытые детьми в диалоге с автором и собеседниками, являются важным средством для формирования чуткого, творческого, «честного» читателя. Все тексты выразительны, красочны, имеют свой ритмический рисунок. Каждый текст сопровождается творческими заданиями, дающими возможность ребенку совершенствовать технику чтения, осваивать «смысл» литературного произведения, развивать свои коммуникативные способности. Формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимания литературного произведения как явления искусства – цель курса литературного чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Сущностная характеристика языковой компетенции
обучение иностранный язык педагогический Технология проектного обучения иностранному языку Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знани ...

Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы
Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребн ...

Современное состояние системы образования РФ
Содержание школьного образования - основа нашей образовательной системы, и в течение переходного периода в развитии общества, она является основным объектом реформ и обновления. Содержание образования и ее реализация воплощают ценности и цели, которые ставит общество нового поколения. Сравнительные ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru