Становление интеллектуальной культуры в обществе

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Становление интеллектуальной культуры в обществе

Страница 1

История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Они необходимы как эталон, как высший показатель, к которому следует стремиться. На протяжении длительного исторического развития в России бережно сохранялись и преумножались традиции образования, интеллектуальные и культурные ценности общества.

Еще в дореволюционной России, начиная со времен М. В. Ломоносова, открытия университетов в столицах – Москве и Санкт-Петербурге начали активно развиваться замечательные традиции российской науки, послужившие фундаментальной основой для воспитания в последующие годы многих поколений интеллектуалов. Интеллигент – интеллектуал дореволюционной России ассоциировался с человеком, обладающим разносторонними знаниями выше средней нормы, просвещенный, воспитанный, культурный, осознающий свою ответственность за судьбу страны. Эта часть общества взяла на себя роль хранителя, распространителя, и созидателя интеллектуального и творческого наследия. Благодаря совместным усилиям ученых, меценатов, благотворителей открывались институты, школы, библиотеки, музеи. Таким образом создавались условия не только условия не только для трансляции знаний, культурных, духовных ценностей, но и дальнейшего полноценного развития и функционирования социальной среды.

Эти благодатные просветительские традиции были продолжены и в советское время. Преодолевается безграмотность в стране, создаются культурные, образовательные, уникальные научные центры в самых разных географических точках страны (в Обнинске, Арзамасе, Новосибирске, Иркутске, в других населенных пунктах). Заслугой советской интеллигенции является ее «хождение в народ»: повышается интеллектуальный и культурный уровень в обществе, растет число специалистов с высшим образованием. Формируются новые научные направления, научные школы, увеличивается число высших учебных заведений, появляется новая плеяда интеллигентов – интеллектуалов, способных вдумчиво и аналитически решать серьезные проблемы дальнейшего развития. Высшее образование было в целом ориентировано на подготовку не просто высококлассных специалистов, но и на воспитание широко образованных людей, стремящихся к познанию нового, к саморазвитию, способных создавать новые знания и интеллектуальные ценности, и тем самым способствовать укреплению интеллектуальных традиций, накопленных разными школами, и распространению их в социуме.

Таким образом, постепенно формировалась интеллектуальная культура общества. В развитии цивилизации основными тремя источниками развития интеллектуальной сферы являлись ученые – интеллектуалы, образование, библиотеки. Снижение числа ученых в обществе, падение уровня образования, закрытие библиотек, – имевшее место в истории человечества в силу различных объективных и субъективных причин, – вели к застою, деградации, откату в развитии. Поэтому взаимодействие всех этих компонентов системы интеллектуального развития необходимо для нормального функционирования социума, распространения новых теорий, знаний, инноваций, технологий, обмена интеллектуальным опытом.

Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека. Формируемая новая информационная коммуникативная среда открывает разнообразные возможности для приращения интеллектуального капитала в социальном пространстве. Характерной чертой интерактивного информационного пространства является стремительный рост книг, газет и журналов, конференций, баз и банков данных, представленных на электронных носителях. Таким образом, на электронной основе сегодня формируется новая информационная новая информационная среда, в которой создаются принципиально иные, отличные от привычных нам, условия производства, распространения, восприятия и хранения информационных и интеллектуальных ресурсов, часть которых уже сегодня включена в оцифрованные коллекции электронных библиотек. И электронные библиотеки также, на равных правах с традиционными библиотеками, архивами, музеями, могут рассматриваться как часть интеллектуальной культуры общества.

В век мирового господства интернета и повсеместного развития международных глобализационных процессов в образовательной и научной средах укрепляются позиции открытого образования и возрастает роль электронных библиотек как средств международного обмена опытом и знаниями. Современные электронные коммуникативные средства, которые широко используются сферой образования (включающую традиционную, открытую и дистанционную формы обучения) и библиотеками в процессах трансляции информационных ресурсов и знаний, являются на сегодняшний день одним из важнейших составляющих в формировании интеллектуальной культуры информационного общества. Для эффективной интеллектуализации социума необходимо использовать опыт международной интеграции и дифференциации в развитии научных школ, науки в целом. Для построения общества знания важны объединенные усилия науки, бизнеса и государства, сочетание как государственного, так и корпоративного управления.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению ...

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утвер ...

Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике
Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике осуществляется с помощью системы управления базы данных. Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными. Среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru