Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников » Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Страница 1

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами.

Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

Эффективными формами работы с учащимися по развитию их коммуникативной культуры являются кружковые или клубные объединения, для которых нами разработана программа формирования коммуникативных умений, рассчитанная на учащихся 2–3-х классов. Занятия проходят во внеурочное время в форме заседаний клуба «Земляне». Первое начинается со знакомства ребят с гномиком Молчуном, который прилетел к ним с планеты Мультляндия и хочет как можно больше узнать о планете Земля, ее жителях и о том, как они общаются. Ребятам нужно рассказать о себе, о жителях нашей планеты, научить инопланетянина Молчуна общаться так, как принято у людей. С этой целью и создается клуб «Земляне».

Организация клуба позволяет: 1) ориентировать учащихся на бесконфликтное позитивное общение, на котором и построена разыгрываемая ими роль представителей человечества;

2) стимулировать интерес учеников к коммуникативной деятельности – ведь они выступают в роли учителей общения для гномика Молчуна;

3) обратить внимание учащихся на важность общения в жизни человека и на различные аспекты коммуникативной деятельности;

4) вовлечь в процесс общения малоконтактных, замкнутых детей.

Заседания клуба проходят один раз в неделю в течение всего учебного года, их продолжительность варьируется от 25 до 35 минут. Тематика и содержание занятий разбиты на три блока.

Блок 1. «Мы – жители планеты Земля».

Цель: формирование у младших школьников целостного представления о человеке как об одном из жителей нашей планеты; воспитание чувства ответственности за свою деятельность на планете.

Тематика занятий: «Земля – наш дом», «Наши земные соседи», «Хозяин ли человек на Земле?»

Блок 2. «Я – человек».

Цель: ознакомление с психологическим портретом человека; формирование отношения к человеку как к личности.

Тематика занятий: «Кто такой человек?», «Человек в прошлом», «Что умеет человек?», «Как ты выглядишь?», «Твой имидж», «Наши мысли», «Наши поступки», «Твой характер», «Что значит быть хорошим человеком?»

Блок 3. «Я и Мы».

Цель: ознакомление с правилами и особенностями общения людей; формирование отношения к человеку как к субъекту общения.

Тематика занятий: «Человек и общение», «Общение без слов», «Речевой этикет», «По одежке встречают…», «Глаза – зеркало души», «Как аукнется – так и откликнется», «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Вместе – дружная семья», «Цветик-семицветик», «Хорошо ли быть зазнайкой?», «Рождается ли истина в споре?», «Давайте говорить друг другу комплименты».

Содержание каждого занятия построено таким образом, чтобы получаемая школьниками информация приобретала для них личностно значимый смысл и определенную эмоциональную окраску. Например, на первом занятии «Земля – твой дом» в ходе беседы о том, как выглядела наша планета раньше и какой она стала сейчас, дети рассматривают иллюстрации и фотографии красивых пейзажей, описывают уголки природы, которые им запомнились, где они любят бывать. Завершает занятие игра: ученики должны в обычном пейзаже за окном подметить что-то необычное, красивое. Одно из занятий второго блока называется «Наши мысли». На нем дети в доступной форме знакомятся с понятием «мышление», а затем обсуждают, каким образом мысли человека влияют на его общение с другими людьми. Школьники рисуют цветными карандашами плохие и хорошие мысли, при помощи мимики изображают лица людей, которых одолевают дурные и приятные мысли. Затем учащиеся обсуждают вопросы:

- С кем из тех людей, которых вы изображали, приятно общаться? Почему?

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...

Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит ...

Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru