Современный период развития цивилизованного общества с конца XX века и по сей день в значительной характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. При этом, процесс информатизации общества обеспечивает:
активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.
Именно с этим явлением и связана актуальность данного исследования. Освоение учащимися и педагогами информационных (компьютерных) технологий и использование мультимедиа в рамках процесса обучения выходит на уровень массового, а использование компьютеров в школе в значительной степени влияет на образовательный процесс. При этом возможности, которые применение информационных технологий дает учителям, не всегда реализуются в полной мере. Здесь скрыта основная проблема, которая обнаруживается в ходе применения мультимедиа-технологий на уроках – выявление эффективных и неэффективных мультимедиа-технологий и определение критериев оценки их эффективности.
В качестве объекта исследования выступает преподавание МХК на основе мультимедиа-технологий. Предметом же является методика оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК.
Исходя из выявленной проблемы, разумным будет сформулировать следующую цель исследования – выявление наиболее эффективных мультимедиа-технологий и составление рекомендаций к их применению в учебном процессе.
В ходе исследования должны быть выполнены следующие задачи:
определить понятие «мультимедиа»;
классифицировать мультимедиа-технологии;
выявить потенциал применения мультимедиа-технологий в сфере образования;
выявить методики и критерии оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках;
провести экспериментальное исследование эффективности использования средств мультимедиа;
выявить наиболее эффективные мультимедиа-технологии и способы их применения;
разработать рекомендации для учителей по применению мультимедиа-технологий.
На данном этапе гипотеза состоит в следующем: наиболее эффективными мультимедиа-технологиями в процессе изучения истории мировой художественной культуры являются:
обеспечивающие на уроке интерактивность – возможность нелинейного изучения материала вследствие совершения учащимся того или иного выбора (например, использование системы гиперссылок в презентации PowerPoint);
оперирующие визуальными материалами – позволяющие сохранять внимание учащихся в течение значительного времени, поддерживать высокий уровень интереса и мотивации.
Читайте также:
Психологические аспекты патриотизма как нравственного
качества личности дошкольника
Воспитание патриотизма ребенка – важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет ...
Лекция на разных этапах изучения произведения
Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмотренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. При изучении обзорны ...
Самостоятельная организация деятельности детей во второй половине дня
Вторую половину дня я начала с подъема детей с кроватей, мы сделали с детьми зарядку, дети умылись, затем начали одеваться, я расчесывала и заплетала девочек, назначила двоих детей дежурными, они под присмотром помощника воспитателя сервировали стол. После чего все дети сели кушать я и помощник вос ...